АГЕНТСТВО экономических новостей по заказу и с участием "Независимой газеты" продолжает регулярное исследование эффективности работы представителей коммерческих и государственных структур, депутатов, направленной на лоббирование проектов, которые отражают интересы определенных структур, отраслей, регионов или слоев общества. Речь идет о так называемом цивилизованном лоббировании, не подразумевающем подкуп чиновников или депутатов.
Напомним, что мы относим лоббистов к трем "весовым категориям". Первая - "первые лица" коммерческих, государственных и политических структур. Все они в большей или меньшей степени занимаются лоббированием, но с разной эффективностью. Вторая - "региональные лидеры". Большая часть их работы состоит из выстраивания взаимоотношений с Центром, которые во многом зависят от эффективности лоббирования различных проектов, связанных с конкретным регионом. Это особенно касается финансовых вопросов, от которых зависят бюджеты регионов, возможность выплаты зарплаты и т.д. Третью группу мы условно назвали "лоббисты-профессионалы". В нее входят известные предприниматели и политические деятели, которые, обладая большими связями, умело использует их для лоббирования интересов близких к ним структур. К этой группе мы также отнесли руководителей крупных общественных объединений, чья работа направлена на лоббирование интересов определенных структур или слоев общества (например, Ассоциация российских банков, Торгово-промышленная палата РФ и т.д.). В эту номинацию вошли и депутаты, отличающиеся постоянством в лоббировании. В ней не представлены депутаты, которые под влиянием различных факторов, в основном конъюнктурного или коммерческого характера, могут лоббировать любые проекты, так как подобная деятельность не входит в рамки цивилизованного лоббирования. Поэтому в качестве претендентов не рассматриваются, в частности, некоторые "всеядные" руководители фракций.
Разделение лоббистов на категории в некоторых случаях носит условный характер. Но так как критерии оценки и шкала одинаковы для всех категорий, то легко сравнить абсолютные величины эффективности лоббирования представителей любых номинаций. Результаты исследования представлены в трех таблицах.
В январе основной лоббистской интригой стало распределение руководящих постов в Государственной Думе. Среди экспертов преобладает точка зрения, что блокирование "Единства" с КПРФ было удачным лоббистским ходом Кремля, благодаря которому фракция "Единство" и близкая к ней группа "Народный депутат" получили гораздо больше комитетов, чем это следует из пропорционального арифметического распределения. Многие приписывают авторство этого маневра депутату Госдумы Борису Березовскому, активное участие в его реализации приняли руководитель администрации президента Александр Волошин и особенно его заместитель Владислав Сурков. В результате Березовский и Волошин сохранили лидерство в своих номинациях, а Сурков впервые вышел на четвертое место.
Больше всего от этого альянса в Госдуме пострадали правые. Но тем не менее рейтинг Анатолия Чубайса несколько возрос, причем он заработал "лоббистские очки" на другом поприще. Прежде всего это связано с назначением Алексея Кудрина и Сергея Шаталова, которые считаются протеже Чубайса, первыми заместителями министра финансов. Глава РАО "ЕЭС России" сейчас также активно лоббирует реструктуризацию РАО, основная цель которой - разделение "естественного монополиста" на несколько компаний, тесно связанных с потребителями или ориентированных на экспортные поставки.
По мнению экспертов, возращение в Минфин Шаталова, давнего друга руководителя Министерства по налогам и сборам Александра Починка, приведет к ослаблению лоббистской борьбы между Минфином и МНС. Рейтинг главы МНС, по результатам последнего исследования, заметно возрос, что может быть следствием решительных действий министерства против нефтяных лоббистов. Дело в том, что в январе вступило в силу постановление, согласно которому нефтяные компании обязаны платить 100% всех налогов под угрозой ограничения экспорта на 20%. Кроме того, Починок активно лоббирует проект, согласно которому монополисты будут продавать на биржах треть продукции. Таким образом налоговики рассчитывают увеличить сбор налогов за счет прозрачности сделок по большинству стратегических товаров.
В номинации "первых лиц" президент "Группы "Альянс" Зия Бажаев впервые вошел в лидирующую десятку. Это, очевидно, связано с тем, что после длительной лоббистской борьбы "Группе "Альянс" удалось получить в управление контрольный пакет акций крупнейшего в отрасли Томского нефтехимического комбината. В этой же номинации заметно увеличился рейтинг главы Центробанка Виктора Геращенко, позиции которого, по мнению многих наблюдателей, усилились с приходом к власти Владимира Путина. В ближайшее время, по-видимому, лоббистская интрига будет связана с возможным введением 100% продажи экспортной валютной выручки. На этом настаивает Геращенко, экспортеры, естественно, против. В свою очередь, в Госдуме развернулась лоббистская борьба между несколькими комитетами за право контроля над работой Центрального банка. Одним из ее следствий стало то, что в рейтинге впервые появился Александр Шохин, возглавивший комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам. С другой стороны, заметно упал рейтинг Виктора Черномырдина, которому вопреки прогнозам не удалось возглавить думский комитет по энергетике, транспорту и связи. Его руководителем стал Владимир Катренко, который, как считается, входит в группу влияния "Альфы".
В региональной номинации на второе место вышел московский мэр Юрий Лужков, что можно связать с некоторым смягчением его отношений с Кремлем после отставки Ельцина. Также повысился рейтинг у Евгения Наздратенко, которому удалось инициировать отставку оппозиционного ему спикера Приморской думы Сергея Дудника. С другой стороны, в очередной раз снизился рейтинг губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева. Он не смог пролоббировать принятие решения Законодательным собранием СП о совмещении губернаторских выборов с президентскими, что ухудшает шансы Яковлева переизбраться на новый срок.
На рейтинг некоторых членов правительства повлияло перераспределение полномочий среди вице-премьеров. Значительно улучшились позиции Михаила Касьянова, фактически возглавившего правительство. Рейтинг Виктора Аксененко, наоборот, резко упал. Несмотря на то что ранг Виктора Христенко понизился с первого до простого вице-премьера, его рейтинг возрос. Это связано с тем, что Христенко в результате раздела полномочий Аксененко стал курировать многие важные направления, в частности контроль над естественными монополиями. Также заметно возрос статус и рейтинг Ильи Клебанова, который стал координатором промышленности, транспорта и связи. По-видимому, его лоббистскими усилиями можно объяснить то, что государственный оборонный заказ на 2000 год превысил прошлогодний в полтора раза.
Средний рейтинг в январе несколько уменьшился во всех номинациях. Это логично, учитывая всплеск лоббистской активности в декабре, связанный с проведением предвыборных кампаний.
Настоящее исследование проводилось по итогам января текущего года. Шестьдесят один эксперт по пятибалльной системе определяли эффективность лоббирования около 190 претендентов - предпринимателей, политиков, чиновников, работа которых связана с лоббистской деятельностью. Причем средняя оценка, поставленная экспертами, соответствовала следующей эффективности лоббирования: от 0 до 1 - очень слабая, от 1 до 2 - слабая, от 2 до 3 - средняя, от 3 до 4 - сильная, от 4 до 5 - очень сильная. В группу экспертов вошли главные редакторы, руководители и экономические обозреватели ряда СМИ (Н.Алиева - "Век", В.Андриянов - "Трибуна", А.Беккер - "Ведомости", М.Волкова - "Независимая газета", А. Кондратьев - ИД "Коммерсантъ", Б.Леонов - "Труд", Ш.Муладжанов - "Московская правда", С.Туранов - Агентство экономических новостей, Ю. Якутин - "Экономика и жизнь" и другие), руководители и представители государственных, научных и общественных и других организаций, сами лоббисты (В.Ермаков - Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, В.Желнин - Ассоциация рекламодателей, А.Зудин - Центр политических технологий, В.Костиков - "Медиа-МОСТ", Ю.Любашевский - Независимый институт политических технологий, М.Матыцин - Реформ-клуб "Взаимодействие", А.Нечаев - Московский финансовый клуб, В.Никонов - фонд "Политика", И.Харичев - Центр прикладных избирательных технологий, В Хомяков - Агентство региональной и прикладной политики, Л.Шпигель - Партия экономической свободы и другие), руководители и эксперты ряда крупных коммерческих структур.
Лоббисты-первые лица
═ |
|
РЕЙТИНГ |
|
N |
Ф.И.О. |
За Январь 2000г. |
За Декабрь 1999г. |
Очень сильная эффективность |
|||
1 |
Волошин А.С. (Администрация Президента) |
4,92 |
4,87 |
2 |
Чубайс А.Б. (РАО "ЕЭС России") |
4,84 |
4,81 |
3 |
Геращенко В.В. (Центральный банк РФ) |
4,43 |
4,02 |
4 |
Вяхирев Р.И.(Газпром) |
4,37 |
4,51 |
5 |
Пугачев С.В. (Межпромбанк) |
4,12 |
4,15 |
6 |
Алекперов В.Ю. (ЛУКойл) |
4,10 |
4,53 |
7 |
Евтушенков В.П. (АФК "Система") |
4,06 |
4,08 |
Сильная эффективность |
|||
8 |
Калюжный В.И.(Министерство топлива и энергетики) |
3,91 |
3,87 |
9 |
Починок А.П. (Министерство по налогам и сборам) |
3,67 |
3,54 |
10 |
Бажаев З.Ю. (Холдинг "Группа Альянс") |
3,65 |
3,60 |
11-12 |
Лесин М.Ю. (Министерство по делам печати, телерадиовещения и средств массовых коммуникаций) |
3,58 |
3,55 |
11-12 |
Фридман М.М.(Холдинг "Альфа групп") |
3,58 |
3,51 |
13 |
Гусинский В.А. (Медиа-Мост) |
3,56 |
3,67 |
14 |
Окулов В.М. (Аэрофлот - Российские международные авиалинии) |
3,50 |
3,51 |
15 |
Казьмин А.И. (Сбербанк РФ) |
3,43 |
3,39 |
16 |
Потанин В.О. (Группа "Интеррос") |
3,07 |
2,83 |
17 |
Огарев А.В. (Росвооружение) |
3,05 |
3,15 |
Средняя эффективность |
|||
18 |
Ходорковский М.Б. (ЮКОС) |
2,60 |
2,71 |
19 |
Вайншток С.М. (Транснефть) |
2,58 |
2,48 |
20 |
Аксененко Н.Е. (Министр путей сообщения) |
2,57 |
4,51 |
21 |
Хлопонин А.Г. (Норильский никель) |
2,55 |
2,51 |
22 |
Швидлер Е.М. (Сибнефть) |
2,49 |
2,45 |
23 |
Бородин А.Ф. (Банк Москвы) |
2,47 |
2,41 |
24 |
Дерипаска О.В. (Группа "Сибирский алюминий) |
2,37 |
2,42 |
25 |
Головков А.Л. (Росгосстрах) |
2,35 |
3,32 |
═ |
Средний рейтинг |
Лоббисты - региональные лидеры
═ |
|
РЕЙТИНГ |
|
N |
Ф.И.О. |
За Январь 2000г. |
За Декабрь 1999г. |
Очень сильная эффективность |
|||
1 |
Строев Е.С. (Орловская область) |
4,53 |
4,55 |
2 |
Лужков Ю.М. (Москва) |
4,42 |
4,23 |
3 |
Шаймиев М.Ш. (Республика Татарстан) |
4,40 |
4,48 |
4 |
Титов К.А. (Самарская область) |
4,23 |
4,19 |
5 |
Тулеев А.М. (Кемеровская область) |
4,13 |
4,17 |
Сильная эффективность |
|||
6 |
Наздратенко Е.И. (Приморский край) |
3,87 |
3,72 |
7-8 |
Россель Э.Э. (Свердловская область) |
3,85 |
4,19 |
7-8 |
Лебедь А.И. (Красноярский край) |
3,85 |
3,91 |
9 |
Прусак М.М. (Новгородская область) |
3,73 |
3,58 |
10 |
Рахимов М.Г. (Республика Башкортостан) |
3,60 |
3,62 |
11 |
Аушев Р.С. (Республика Ингушетия) |
3,55 |
3,58 |
12 |
Яковлев В.А. (Санкт-Петербург) |
3,51 |
3,67 |
13 |
Аяцков Д.Ф. (Саратовская область) |
3,40 |
3,40 |
14 |
Дзасохов А.С. (Республика Северная Осетия - Алания) |
3,37 |
3,55 |
15-16 |
Магомедов М.М.(Республика Дагестан) |
3,34 |
3,28 |
15-16 |
Руцкой А.В. (Курская область) |
3,34 |
3,40 |
Средняя эффективность |
|||
17 |
Рокецкий Л.Ю. (Тюменская область) |
2,85 |
2,80 |
18 |
Илюмжинов К.Н. (Республика Калмыкия) |
2,84 |
2,87 |
19 |
Неелов Ю.В. (Ямало-Ненецкий автономный округ) |
2,51 |
2,45 |
20 |
Горбенко Л.П. (Калининградская область) |
2,48 |
2,51 |
21 |
Коков В.М. (Кабардино-Балкарская республика) |
2,46 |
2,54 |
22 |
Федоров Н.В. (Чувашская республика) |
2,43 |
2,42 |
23-24 |
Назаров А.В. (Чукотский АО) |
2,40 |
2,51 |
23-24 |
Громов Б.В. (Московская область) |
2,40 |
- |
25 |
Лисицын А.И. (Ярославская область) |
2,37 |
2,47 |
═ |
Средний рейтинг |
Лоббисты-профессионалы
═ |
|
РЕЙТИНГ |
|
N |
Ф.И.О. |
За Январь 2000г. |
За Декабрь 1999г. |
Очень сильная эффективность |
|||
1 |
Березовский Б.А. (Депутат Госдумы) |
4,88 |
4,83 |
2 |
Абрамович Р.А. (Депутат Госдумы) |
4,65 |
4,71 |
3 |
Касьянов М.М. (Федеральное правительство) |
4,49 |
3,79 |
4 |
Сурков В.Ю. (Администрация Президента) |
4,42 |
4,36 |
5 |
Клебанов И.И. (Федеральное правительство) |
4,31 |
4,21 |
6 |
Мамут А.Л. (МДМ-банк) |
4,22 |
4,30 |
7-8 |
Шабдурасулов И.В. (Администрация Президента) |
4,20 |
4,76 |
7-8 |
Авен П.О. (Альфа-банк) |
4,20 |
4,17 |
9 |
Христенко В.Б. (Федеральное правительство) |
4,08 |
3,75 |
10 |
Хан Г.Б. (Тюменская нефтяная компания) |
4,05 |
4,03 |
Сильная эффективность |
|||
11 |
Киселев Е.А.(НТВ) |
3,97 |
3,83 |
12 |
Ресин В.И. (Правительство Москвы) |
3,88 |
3,91 |
13-14 |
Федун Л.А. (ЛУКойл) |
3,70 |
3,71 |
13-14 |
Матвиенко В.И. (Федеральное правительство) |
3,70 |
3,67 |
15 |
Боос Г.В. (Депутат Госдумы) |
3,42 |
2,88 |
16 |
Сосковец О.Н. (Федерация финансово-промышленных групп России) |
3,12 |
2,93 |
17 |
Шохин А.Н. (Депутат Госдумы) |
3,05 |
2,68 |
Средняя эффективность |
|||
18 |
Черной Л.С. (Красноярский алюминиевый завод ) |
2,93 |
2,91 |
19 |
Малашенко И.Е. (Медиа-Мост) |
2,89 |
3,28 |
20 |
Шмаков М.В. (Федерация независимых профсоюзов) |
2,87 |
2,82 |
21 |
Юргенс И.Ю. (Всероссийский союз страховщиков) |
2,86 |
2,82 |
22 |
Черномырдин В.С. (Депутат Госдумы) |
2,84 |
3,30 |
23 |
Караганов С. А. (Совет по внешней и оборонной политике) |
2,79 |
2,73 |
24-25 |
Дубинин С.К. (Газпром) |
2,78 |
2,72 |
24-25 |
Долголаптев А.В. (Лига содействия оборонным предприятиям России) |
2,78 |
2,78 |
═ |
Средний рейтинг |
╘ Агентство экономических новостей, Независимая газета