Рисунок Вадима Мисюка |
Достижение договоренностей с Лондонским клубом, согласно которым Россия получает существенное облегчение долгового бремени, немедленно отразилось на кредитном и инвестиционном рейтинге нашей страны. Так, международное агентство Standard & Poor"s уже объявило о своем решении повысить рейтинги российских еврооблигаций и облигаций ОВГВЗ с ССС до ССС+. Агентство Fitch IBCA заявило о своем намерении предпринять аналогичные шаги в ближайшие дни. Ожидается, что и другие рейтинговые агентства в скором времени последуют этому примеру.
Рынок также ответил на франкфуртские договоренности впечатляюще: уже к среде цены долговых бумаг бывшего СССР - PRIN и IAN - выросли более чем на 27 и 10% соответственно. Однако уровень их котировок остается достаточно низким - чуть больше 24% к номиналу.
Напомним, что ранее некоторые экономисты предлагали российскому правительству воспользоваться дешевизной наших обязательств и вместо того, чтобы торговаться с иностранными коммерческими кредиторами, входящими в Лондонский клуб, за каждый процент списания долга, просто выкупить значительную часть принов и ианов за 20% номинальной стоимости (именно столько они тогда стоили). В этом случае Россия сэкономила бы гораздо больше (80% вместо нынешних 36,5%, на списание которых пошел Лондонский клуб). Однако подобные действия вряд ли могли устроить правительство по нескольким причинам.
Во-первых, на это практически единовременно понадобилось бы более 5 млрд. долл. свободных денег, которых у страны нет - нужно расплачиваться по текущим долгам. Во-вторых, подобные закулисные действия в случае их обнародования вряд ли прибавили доверия России на международных финансовых рынках, а оно и так было существенно подорвано.
Помимо этого можно было бы выставить "крайним" Внешэкономбанк, на котором формально висели эти долги, обанкротив его. Но это решение также привело бы к резко негативной реакции иностранцев: все-таки ВЭБ - банк государственный, и в данном случае он выступал лишь в качестве получателя денег, расходовало же их руководство страны.
Таким образом, за улучшение инвестиционного и кредитного климата России пришлось заплатить увеличением своих внешних обязательств. Впрочем, никто не помешает правительству пересмотреть свою стратегию, если дела пойдут не так хорошо, как оно прогнозирует. В конце концов за предстоящие 30 лет, которые пройдут до окончательной расплаты, энергетический ценовой цикл сменится несколько раз, и выгоды от высокой стоимости нефти могут быть утеряны. Темпы прироста ВВП в 7-8%, необходимые, по оценкам первого вице-премьера Михаила Касьянова, для своевременного выполнения уже реструктуризированных обязательств начиная с 2007 года, также многим аналитикам кажутся нереалистичными. Кроме того, Лондонский клуб уже однажды реструктуризировал российскую задолженность - это было в 1995 году. Теперь мы добились повторной реструктуризации. Почему бы, собственно говоря, не произвести эту операцию в третий раз ближе к 2007 году?
Возможно, именно поэтому российский рынок акций отреагировал на договоренности неожиданно. Темпы падения индекса РТС, начавшегося еще в середине прошлой недели, после окончания переговоров (в понедельник-вторник) резко усилились. По мнению экспертов, рынок практически не обратил внимания на достигнутый компромисс.
Парижский клуб, видимо, тоже не совсем разделяет оптимизм по поводу принятого во Франкфурте решения. По крайней мере представители Германии, основного кредитора России в рамках этой организации (на немцев приходится 19 млрд. долл., или 45% нашей задолженности), уже заявили, что не готовы предоставить нам таких же условий реструктуризации задолженности, каких мы добились от Лондонского клуба.
Если это заявление больше, чем сиюминутная политическая игра, и Германия будет жестко придерживаться такой же позиции и в дальнейшем, то долг перед Парижским клубом может стать таким же раздражителем для России, каким еще недавно являлись обязательства перед Лондонским. Этот вопрос очень остро встанет уже в будущем году, когда закончится отсрочка, предоставленная нам в прошлом августе.
Следует учитывать, что Парижский клуб - организация гораздо более политизированная, чем Лондонский: в первый входят государства, во второй - частные инвесторы. Поэтому его позиция в отношении России в значительной степени может диктоваться причинами политическими. А то, как Запад может себя вести, если его что-то не устраивает в курсе, проводимом российским руководством, мы уже хорошо усвоили на примере МВФ.