ПОСЛЕ того как на прошлой неделе Центробанк объявил о своих успехах в борьбе с утечкой капитала, резко возросло число альтернативных оценок этой проблемы со стороны независимых экспертов. На состоявшейся на днях пресс-конференции своим видением вопроса поделились руководители ряда известных исследовательских центров.
Так, по мнению Оксаны Дынниковой, представляющей экспертную группу Минфина, очень многое зависит о того, по какому принципу рассчитывать утечку капитала. В абсолютных цифрах она несколько снизилась - с 26,5 млрд. долл. в 1998 году до 23-25 млрд. в 1999-м. Однако в процентах к ВВП утечка резко возросла - с 9,7 до 13-14% соответственно. Снижение по первому показателю вполне закономерно после резкой девальвации курса рубля во второй половине 1998 года. Упала платежеспособность российских физических и юридических лиц, а следовательно, снизились объемы валюты, которые они могли купить или вывезти за рубеж. Впрочем, если посчитать объемы явления в рублях, то они резко возросли.
По оценкам Оксаны Дынниковой, Центробанку все же удалось добиться определенных успехов в сокращении объемов вывоза капитала: в частности, по внешнеторговым каналам он снизился. Однако, как это всегда бывало, когда Центробанк вводил очередную административно-запретительную меру, рынок придумывал новый способ ее обойти. Так, за прошлый год, например, резко возрос объем иностранных активов российских банков. Если в 1998 году он практически не изменился, то в 1999-м - увеличился более чем на 3 млрд. долл.
При этом, как полагает эксперт, 100-процентная продажа валютной выручки, о необходимости введения которой так много в последние полтора месяца говорит Центробанк, вряд ли достигнет заявленных целей - количество долларов в стране не увеличится. "Уже сейчас все экспортеры обязаны репатриировать 100% выручки в Россию. Но сейчас 25% они могут продавать вне биржи. Если инициатива ЦБ увенчается успехом, то их обяжут и эти 25% реализовывать через биржу. Общее количество сделок по валюте не увеличится, но произойдет их концентрация на бирже. Таким образом, это приведет лишь к тому, что у ЦБ возрастут возможности для контроля за рынком", - говорит Оксана Дынникова.
Впрочем, по мнению Андрея Илларионова, директора Института экономического анализа, административные меры оказывают влияние на утечку капитала, но не в положительную сторону, как часто считается, а в отрицательную. "Административные меры регулирования валютного рынка - самый эффективный способ стимулирования утечки капитала", - полагает эксперт. "Наблюдается прямая зависимость между усилением административного нажима со стороны ЦБ и усилением утечки капитала из страны".
Между тем значительная часть средств, которые проходят по статье "вывоз капитала" физически из России не уходит. Дело в том, что в нее включаются все средства, переведенные из национальной валюты в иностранную, независимо от того, были они вывезены из страны или нет. По оценкам различных экспертов, население хранит "в чулке" около 40-50 млрд. долл. Если учесть, что суммарная утечка капитала за 1993-1999 годы, как полагает тот же Андрей Илларионов, вряд ли превышает 100 млрд. долл., то получается, что как минимум половина из них осталась в России. Однако российские граждане, так же, как и иностранцы, не хотят инвестировать в экономику России, пока экономическая и политическая стабильность не станет реальностью.