Решение МПС по тарифам на перевозку импортного зерна приведет к повышению цен на основной
продукт питания большей части населения. Фото Артема Житенева (НГ-фото) |
ПОХОЖЕ, что в отличие от прошлого года в нынешнем МПС кардинально пересмотрит проводимую тарифную политику. Вследствие чего, по всей видимости, в этом году не только предприятия практически всех отраслей российской промышленности, но и пассажиры лишатся многочисленных льгот. Эта проблема и была одной из ключевых в числе рассмотренных на заседании расширенной коллегии Министерства путей сообщения.
Как заявил министр путей сообщения Николай Аксененко, коллегия была внеплановой и имела даже чрезвычайный характер. Серьезным поводом к ее созыву послужило недавнее столкновение поездов на трассе Москва - Санкт-Петербург. "Мы сегодня не вправе оценивать ситуацию, исходя только из последствий, необходимо думать о том, что могло бы произойти", - отметил Николай Аксененко. Причина же крушения заключалась в неисправности недавно установленной системы сигнализации и блокировки, которая, в свою очередь, привела к сбою семафора.
Естественно, что основной темой, обсуждавшейся на коллегии, стала ликвидация тарифных скидок, вследствие чего в годовом бюджете отрасли предусмотрено получение дополнительных доходов в размере 22 млрд. руб. Планируется, что изменение тарифов на экспортные грузы - черные и цветные металлы, уголь и нефть - принесет МПС не менее 12 млрд. руб. Напомним, что еще в конце прошлого года министерство увеличило тарифы на перевозку экспортно-импортных грузов. Как результат, тарифы на транспортировку металлопроката выросли на 36%, нефти - на 26, глинозема - на 11, угля и леса - на 10%. Но сравнивая доход, получаемый по этим группам товаров в соответствующих отраслях, с корректировкой транспортных тарифов можно уверенно констатировать, что подобное увеличение для производителей не является существенным. Исключение в этом плане составляет тариф на транспортировку зерна из Казахстана. В прошлом году этот тариф составлял сначала 17 долл. за тонну зерна, а затем - после отмены льгот в конце года - 26 долл. за тонну. Как следствие, транспортировка зерна, если МПС продолжит практику увеличения тарифов по этой категории товаров, приведет к повышению цен на основные продукты питания.
Рост доходов российских железных дорог за счет изменения тарифов на международные перевозки, которые были увеличены в прошлом году, в первом квартале 2000 г. должен составить 84,4 млн. долл., или 2,36 млрд. руб. В пересчете на год с учетом курсовой разницы эта сумма будет порядка 12 млрд. руб. Причем отмена льготных тарифных условий на перевозки грузов международного сообщения обеспечит увеличение доходов отрасли в размере 18,86 млн. долл. ежемесячно, или 226,4 млн. долл. в год. Рублевый эквивалент возросших доходов с учетом курсовой разницы составит 7,3 млрд. руб.
Согласно прогнозам МПС, в этом году российские железные дороги должны заработать 236 млрд. руб., что практически в полтора раза превысит показатели прошлого года. Потратить на эксплуатационные расходы предполагается не более 165,8 млрд. руб. При этом рост себестоимости перевозок не должен превышать 60% к индексу роста цен промышленности. В 2000 г. запланирован рост объема грузоперевозок на 4,5%, что обеспечит годовой грузооборот в 1258,4 млрд. тонно-километров. Учитывая опыт прошлых лет, когда значительно увеличился пассажиропоток в южном направлении, можно ожидать, что объем пассажирских перевозок возрастет на 0,5% и составит 141,7 млрд. пассажиро-километров. Уже в праздничные дни января перевыполнение плана по пассажирообороту всеми железными дорогами России составило 4,1%.
Добиваясь поставленной цели - получения запланированной прибыли, - МПС считает необходимым увеличение зонных тарифов. Безусловно, величина зонных тарифов должна обеспечивать конкурентоспособность железных дорог и не допускать "ухода" пассажиров на автобусные маршруты. Но в проигрыше, как всегда, остаются пассажиры. Анализ специалистов МПС показывает, что на многих железных дорогах различие в стоимости проезда железнодорожным и автотранспортом значительно превышает необходимые 10-15%. Доходы железнодорожной отрасли в прошлом году компенсировали эксплуатационные расходы по пригородным перевозкам лишь на 21%. Как правило, оставшуюся часть должны были покрывать субъекты Федерации. Реальные компенсационные выплаты субъектами Федерации составили всего одну треть должных.
Как следствие, по итогам января 2000 г. выручка, полученная МПС, на 2,1 млрд. руб. ниже запланированной. Недовыполнение плана по пассажирским перевозкам составило 0,1 млрд. руб., или 10%.