0
1213
Газета Экономика Интернет-версия

04.02.2000 00:00:00

Курс правительства: предсказуемость политическая и экономическая

Михаил Касьянов

Об авторе: Михаил Михайлович Касьянов - первый заместитель председателя правительства Российской Федерации.


Вновь зарождающееся доверие со стороны западных финансистов нам нужно укреплять, считает Михаил Касьянов.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

ТОЛЬКО что закончилось очередное ежегодное собрание Всемирного экономического форума. Основной смысл комментариев, прозвучавших в российских средствах массовой информации, сводится к тому, что Россия перестала представлять интерес для международного сообщества и участие в Давосском форуме российской делегации было безрезультативным. Я бы не согласился с этим мнением, и вот почему.

Во-первых, прежнего безмерного ажиотажа вокруг мероприятий, связанных с Россией, действительно не было, но по причине, которую трудно признать вызывающей беспокойство: нет той острой политической интриги, которая непременно отличала российские сюжеты на Форуме в прошлом.

Во-вторых, в Давосе участниками официальной российской делегации и представителями российского бизнеса были проведены исключительно важные встречи и консультации, и, к сожалению, ограниченность времени пребывания на Форуме не позволила провести еще ряд встреч, относительно которых были запросы ряда наших иностранных партнеров.

В-третьих, огромный интерес был проявлен со стороны зарубежных деловых кругов к перспективам развития российской экономики и бизнеса. Достаточно сказать, что в заседании Совета лидеров международного бизнеса по России приняли участие высшие должностные лица таких крупнейших компаний мирового масштаба, как "Кока-Кола", "Шеврон" и "Дженерал Моторс" (в том числе присутствовал и Джордж Сорос, который якобы настаивал на отказе от сотрудничества с Россией). Не хватило мест всем желающим принять участие в деловом ужине с представителями российского бизнеса (это такие компании, как "Вимм-Билль-Данн", "Майский чай", Сыктывкарский ЛПК, "Тройка-Диалог" и др.).

Таким образом, мы почувствовали реальную готовность иностранных инвесторов пересмотреть свое отношение к вложениям в российскую экономику. Одна из главных задач правительства на нынешнем этапе - постоянно укреплять своими последовательными и понятными для международного бизнеса действиями вновь зарождающееся доверие, создавая реальные условия для улучшения инвестиционного климата в России.

*══*══*

Недавно Россия вступила в период выборных кампаний. Кампания по выборам в Думу, несмотря на, безусловно, жесткий характер, оказалась полностью соответствующей демократическим стандартам и показала, что российское общество в целом консолидируется. Другими словами, крайности политического спектра были отвергнуты демократическим волеизъявлением народа. Более того, сегодня сложно отыскать серьезные различия в экономических программах ведущих политических сил страны. Это обнадеживающий знак того, что десять лет экономических реформ не были потрачены зря. Я уверен, что президентские выборы в марте вновь продемонстрируют возросшую политическую зрелость россиян.

Прежде чем перейти к сегодняшним проблемам, должен вернуться в самое недавнее прошлое - финансовый кризис осени 1998 года. Эти события стали шоком для всего мира, но наиболее серьезные их последствия ощущались в России. Как все хорошо помнят, нормальное денежное обращение в стране практически прекратилось, что грозило коллапсом всей экономики, в бюджет не поступали налоги, рубль катастрофически падал, население страны сметало с магазинных полок продукты, а иностранные инвесторы клялись, что более никогда не будут покупать российские ценные бумаги. Естественно, не было недостатка в апокалиптических предсказаниях по поводу динамики российской экономики в 1999 году - нам пророчили масштабную денежную эмиссию, гиперинфляцию, спад производства, катастрофическое падение доходов населения.

Действительность не просто опровергла мрачные прогнозы - даже правительство по отношению к некоторым экономическим показателям оказалось слишком осторожным в своих ожиданиях. Годовая инфляция была явно далека от гиперинфляционного порога, не превысив 37% - за десять лет реформ 1991 года лишь в 1996 и 1997 годах она была ниже. Вопреки широко распространенным предсказаниям экономического спада был зафиксирован рост промышленного производства и ВВП (согласно предварительным оценкам, ВВП вырос более чем на 2%, а промышленное производство - более чем на 8%). Увеличились производительность труда и эффективность использования основных фондов. Вырос спрос на деньги, и денежные расчеты стали постепенно вытеснять бартер и квазиденежные инструменты.

План по сбору бюджетных доходов впервые превышен на 26%, доходы федерального бюджета составили немыслимую ранее для России величину в 13,3% ВВП. Доходы расширенного бюджета достигли отметки 33%, что сопоставимо со многими развитыми странами. Дополнительные доходы, полученные федеральным бюджетом, позволили систематически сокращать задолженности по социальным выплатам населению, оказывать дополнительную поддержку проблемным регионам и приступить к решению такой назревавшей годами проблемы, как накопление кредиторской задолженности федерального бюджета перед бюджетополучателями.

Не оправдались и опасения тех, кто ставил под сомнение серьезность намерений России в выплате своих внешних долгов: первичный профицит бюджета составил более 2% ВВП. Несмотря на то что в отсутствие доступа к нормальным рыночным заимствованиям в течение года правительству неоднократно приходилось прибегать к помощи Центрального банка для выплат по внешним долгам, официальные валютные резервы даже несколько выросли, улучшилась их структура.

Есть ли за экономическими результатами 1999 года определенная доля везения? Несомненно. Благодаря росту цен на энергоносители на мировом рынке заметно увеличились доходы российских компаний-экспортеров, выросло сальдо торгового баланса. Однако стоит напомнить, что российские нефтяные компании в большинстве своем относятся к частному сектору. В России в отличие от многих других стран-экспортеров нефти показатель бюджетной эффективности прироста цены на нефть на 1 доллар США, по нашим оценкам, не превышает 10%.

В целом же нельзя отрицать, что успехи в экономической области были вызваны главным образом энергичными мерами правительства и Банка России по стабилизации ситуации и закреплению позитивных тенденций. Взяты под строгий контроль бюджетные расходы, завершается перевод государственного сектора на казначейскую систему исполнения бюджета. Дали первые результаты меры в области налогового администрирования.

Не могу не выразить благодарность экспертам международных финансовых организаций, которые помогли нам сформулировать программу экономических мер правительства и Банка России. Впервые за годы реализации подобных документов обеспечено выполнение абсолютно всех показателей налогово-бюджетной и денежно-кредитной программы. На этой неделе в Москве работала очередная миссия МВФ, в результате этой работы в ближайшее время наша программа будет уточнена с учетом изменившихся реалий. В одобрении наших экономических программ Фондом мы видим немаловажный сигнал о поддержке со стороны международного сообщества в целом процессов реформирования экономики, разворачивающихся в России. В настоящее время мы намерены разработать новую, более последовательную программу, чтобы исполнять ее после выборов президента.

Мы удовлетворены изменениями другого важного индикатора - котировок российских ценных бумаг на внутреннем и международном рынках. По итогам 1999 года среди стран с переходной экономикой российский рынок рос наиболее впечатляюще. Позитивная реакция рынка на новость о досрочных президентских выборах, сокращающих период неопределенности, означает, что появляется реальная возможность ускорить выход экономики страны на траекторию устойчивого поступательного развития.

Но мы не обольщаемся, понимая, что самые серьезные на сегодня задачи остаются нерешенными - это главным образом структурные реформы. Необходимо в корне изменить качество процессов экономического роста - от загрузки неиспользуемых, часто устаревших мощностей перейти к инвестированию в передовое в технологическом плане оборудование, человеческий капитал.

Нам также нужно вводить современные методы управления. Это особенно важно: в России есть высококвалифицированная рабочая сила, а также в ряде отраслей - современное производственное оборудование и технологии, но соединение этих двух факторов производства, к сожалению, оставляет желать лучшего. Крайне высокая по международным стандартам энергоемкость и материалоемкость производства вызвана не только тем, что устарела имеющаяся технологическая база. Поэтому здесь есть серьезный резерв.

Я могу только еще раз подтвердить наше желание и готовность добиться кардинального роста иностранных инвестиций в российскую экономику. Иностранные инвесторы приносят не только капитал, но и свой опыт и знания, которые могут серьезнейшим образом способствовать возобновлению экономического роста в России. Россия обладает первоклассной системой образования, учеными и специалистами мирового уровня и благодаря этому может играть более важную роль в мировой экономике. Сотрудничество с иностранными инвесторами жизненно необходимо, чтобы сделать этот сегмент "новой экономики" в России более значимым.

Не секрет, что реальный сектор экономики продолжает испытывать нехватку кредитных ресурсов для своего развития. Поэтому серьезнейшее внимание нужно уделять сегодня преобразованиям в банковском секторе экономики, где еще остро ощущаются последствия кризиса. Кроме того, большинство российских банков никогда не являлись банками в полном смысле слова. Макроэкономическая стабилизация является лишь необходимым, но не- достаточным условием налаживания эффективного взаимодействия финансового сектора и предприятий.

Необходимо предпринять огромные усилия, прежде всего в области правовой реформы, чтобы права кредиторов и инвесторов были надежно защищены. К сожалению, действующее законодательство иногда не позволяет этого добиться даже там, где здравый смысл указывает на явное нарушение прав частного собственника. При решении задачи улучшения инвестиционного климата правительство рассчитывает на более тесное, чем ранее, сотрудничество с законодательной властью. Особое значение имеет укрепление статуса и авторитета судебной власти. Исполняющий обязанности президента России Владимир Путин неоднократно указывал на необходимость увеличения реальной материальной поддержки всех уровней судебной системы для обеспечения ее независимости.

Только сегодня мы приходим к осознанию того, какие трудности сопряжены с построением современной экономической инфраструктуры " с нуля". Не в последнюю очередь это относится к налоговой системе и налоговой политике. Отсутствует даже "историческая память" народа, ведь ни одно из ныне живущих в России поколений не платило налогов! Поэтому работа по совершенствованию налоговой системы и усилению административного контроля должна идти параллельно с активным разъяснением, почему и зачем необходимо платить налоги, и поощрением налоговой дисциплины частных лиц и организаций. Кроме того, правительство должно доказать, что оно разумно расходует поступающие налоги. Только таким образом мы сможем добиться повышения собираемости налогов, чтобы реально сократить налоговую нагрузку на добросовестных налогоплательщиков.

Важнейшим изменением в налоговом законодательстве стало вступление в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации, который с полной уверенностью можно назвать основным налоговым законом государства. Его принятие позволило приступить к созданию системы действенных правовых гарантий для налогоплательщиков, обеспечению реальной защиты их интересов перед государством и его органами. Было ограничено количество налогов, упрощено применение многих из них. Постоянно продолжается работа, направленная на введение в действие последующих частей Налогового кодекса с тем, чтобы в ближайшее время вместо десятков разрозненных правовых актов, часто противоречащих друг другу, существовал один-единственный документ, регулирующий все вопросы налогообложения в стране.

А пока продолжается работа над совершенствованием налоговой системы страны, в первую очередь в направлении повышения ее справедливости, стимулирующего воздействия, а также устранения необоснованных льгот. В частности, были отменены льготы в отношении так называемых закрытых административно-территориальных образований, активно использовавшихся в качестве своего рода "внутренних офшоров" в целях уклонения от налогообложения (потери бюджетов всех уровней от этих льгот в 1999 году составили более 70 млрд. руб.).

Кроме того, были приняты важные решения о снижении ряда действующих налоговых ставок, в частности, предельная ставка по налогу на прибыль была снижена с 35 до 30%. Несмотря на это, физическая величина поступлений в бюджет по налогу на прибыль заметно выросла. Предельная ставка подоходного налога также была снижена с 45 до 30%.

Требует скорейшего разрешения и долговая проблема. Все наши усилия направлены на то, чтобы в кратчайшие сроки восстановить доверие отечественных инвесторов и международного инвестиционного сообщества. Сейчас приближаются к завершению переговоры России с Лондонским клубом кредиторов. Всеобъемлющее решение проблемы долга бывшего СССР перед коммерческими кредиторами даст России возможность вновь обрести репутацию надежного партнера, восстановить функционирование внутреннего рынка долговых инструментов и в кратчайшие сроки вернуться на международные рынки капитала. Наряду с государством вновь смогут привлекать инвестиционные ресурсы на международном рынке эффективные российские предприятия. Мы также намерены восстановить активно функционирующий рынок внутреннего долга в качестве главного инструмента для привлечения финансирования и осуществления денежно-кредитной политики.

Еще одна болевая точка для нас - продолжающаяся утечка капитала из страны. Отчасти решение этой проблемы лежит на пути ужесточения контроля за налоговой и контрактной дисциплиной во внешнеэкономической сфере. Мы обратились к финансовым лидерам стран G7, обладающим большим опытом в этом области, с просьбой помочь нам сформулировать комплекс мер, которые позволят приблизиться к решению данной проблемы, но при этом будут основаны на рыночных механизмах и подходах. Мы убеждены, что любые, в том числе самые жесткие административные меры, которые идут против рынка, против самой логики экономического развития, в конечном счете окажутся бесплодными. Проблема капитала может быть решена только за счет создания такого режима функционирования капитала внутри страны, который создает реальные стимулы ввозить, а не вывозить средства.

Мы живем в информационный век, и под влиянием публикаций в некоторых изданиях на Западе уже стал складываться определенного рода стереотип: российский бизнесмен обязательно связан с криминалом, а российский бюрократ непременно коррумпирован. Хотелось бы отметить, что в такой подаче ситуации в России средствами массовой информации зачастую виноваты мы сами. Необходимо наладить более транспарентный режим выработки экономической политики и ее воплощения в жизнь, в том числе активнее вовлекая в этот процесс неправительственные органы - общественные организации, исследовательские центры, что позволит лучше учитывать интересы частного сектора, ныне представляющего более 70% российской экономики.

Итак, правительство Российской Федерации сегодня твердо намерено, проводя последовательную и целенаправленную политику, обеспечить предсказуемость в экономической и социальной сферах. Среди наших приоритетов - создание правовой среды, характерной для современной экономики, обеспечение более эффективных и гласных процедур исполнения законов и судебных решений, устранение барьеров, препятствующих равной конкуренции и, разумеется, ответственная фискальная политика.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1390
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
879
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
624
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
867

Другие новости