ГЛАВНЫЕ события сегодняшнего дня в выяснении отношений между Москвой и Киевом, похоже, произошли еще за день до открытия саммита стран СНГ. Начавшийся вчера рабочий визит в столицу России президент Украины Леонид Кучма начал с посещения Кремля. Планы г-на Кучмы оказались нарушены еще в конце прошлой недели, когда стало очевидно, что руководимое им государство вошло в полосу энергетического кризиса и самостоятельно выбраться из нее не сможет. В результате вчерашняя рабочая встреча и.о. президента РФ Владимира Путина и его украинского коллеги была посвящена утверждению программы и условий проведения совместных антикризисных мер. О конкретных результатах двусторонних переговоров руководителей государств на момент подписания номера в печать известно не было. Если в ходе встречи представителю российской стороны хватит политической воли, а руководителю Украины - политической мудрости зафиксировать достигнутые ранее договоренности, это будет означать начало принципиально нового этапа в экономическом сотрудничестве государств постсоветского пространства.
Практически все время существования Украины в качестве независимого государства ее экономические интересы коренным образом отличались от российских. В числе основных бюджетообразующих поступлений Москвы были доходы от экспорта на Запад отечественных энергоносителей. В распоряжении Киева - поступления от прокачки нефти и газа восточного соседа или воровства его голубого топлива. С 1996 г. тарифы на транзит российской нефти по украинской территории увеличились в ряде случаев до семи раз, а "подворовывание" газа достигало в зимнее время 100 млн. кубометров в сутки.
Сейчас Украина оказалась перед угрозой фактической изоляции от российских энергоносителей. Минтопэнерго РФ заблокировал поставки нефти на украинские НПЗ до тех пор, пока Киев не прекратит несанкционированное изъятие российского газа. "Газпром" всерьез стал задумываться о проведении второй ветки экспортной магистрали Ямал-Европа через Белоруссию и Польшу, а "Транснефть" - рассматривать возможность строительства трубопровода Суходольная-Родионовская в обход Украины. Для Москвы подобные проекты повлекут за собой краткосрочные затраты в ближайшее время и утрату возможностей когда-либо компенсировать финансовые потери прошлых лет. Для Украины они могут обернуться фактической потерей как экономического, так и политического суверенитета.
Очевидно, что поиск компромисса потребовал от сторон определенных уступок, которые неминуемо должны привести к интеграции энергетических пространств двух государств. По информации "НГ", российский вариант преодоления энергетического кризиса на Украине, равно как и кризиса экономических взаимоотношений двух государств, выглядит хотя и жестко, но вполне оправданно. Киев должен был рассмотреть возможность передачи в управление или аренду "Газпрому" своих систем экспортных трубопроводов, что дало бы российской компании отсекать возможные злоупотребления транзитом ее сырья. Для предотвращения строительства обходной ветки Суходольная-Родионовская Украине придется хотя бы на время пожертвовать своим контролем над магистральными нефтепроводами, которые должны перейти российской стороне на аналогичных условиях. Кроме того, Киев должен был пересмотреть условия взимания транзитных тарифов и зафиксировать их на уровне 1996 г., т.е. постфактум выполнить условия соглашения о согласовании с Россией этого вида платежей.
Впрочем, даже эти предварительные условия, которые, кстати, были согласованы в конце прошлой недели главой Минтопэнерго РФ Виктором Калюжным в ходе его киевского вояжа с его украинским коллегой Сергеем Тулубом, далеко не главное. Наиболее интересным проектом нашей стороны является создание на территориях России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Туркмении единого энергетического пространства. Речь идет прежде всего о фиксировании на территории всех этих государств одинакового уровня транзитных тарифов, упрощения таможенных процедур, связанных с поставками энергоносителей, а также создание единого энергобаланса для всех пяти государств. Характерно, что в отношениях с Белоруссией этот режим действует довольно давно. Казахстан уже дал свое принципиальное согласие. С Украиной такой договор может быть заключен лишь при условии выполнения российских предложений. С Туркменией вопрос пока дискутируется. Однако, похоже, что эта тема станет предметом обсуждения не столько в Белом доме, сколько на Старой площади, где представители государств СНГ соберутся сегодня на свой ежегодный саммит.