0
1217
Газета Экономика Интернет-версия

19.01.2000 00:00:00

Неизбежен ли очередной виток кризиса?

Сергей Алексеев

Об авторе: Cергей Иванович Алексеев - президент Межрегионального общественного фонда содействия развитию экономических отношений "Новая экономическая перспектива" (НЭП).

Тэги: кризис


Рисунок Вадима Мисюка

МНОГИЕ скептически настроенные эксперты предрекают ухудшение экономического состояния в 2000 г. И это даже несмотря на все те положительные факторы, которые сопровождали экономический рост в прошлом году. Однако, какими бы цифрами ни оперировали пессимисты, очевидно одно - негативные прогнозы так и могут остаться лишь на бумаге, если государство решится на корректировку финансово-экономической политики и сможет задать новый вектор развития страны.

Главная цель новой финансово-экономической политики - остановить многолетний спад производства, добиться финансовой стабилизации и осуществить экономический прорыв по всем направлениям хозяйственной деятельности. Поставленная цель может быть достигнута, если изменить условия ведения финансово-кредитного обращения, используя невостребованный ресурсно-экономический потенциал страны.

За годы реформ почти 80% государственной собственности стало принадлежать частным предприятиям, вместе с этим нарушилась управляемость всей экономикой, исчезли основополагающие экономические институты советского периода, такие, как Госплан и Госснаб, отраслевые министерства и ведомства. Именно они играли столь необходимую сегодня роль финансово-промышленных групп и транснациональных корпораций. Негативный исход переходного периода уже изначально был предопределен только потому, что не было создано соответствующих институтов, способных обслуживать рыночные реформы, отсутствовала экономическая целесообразность в принимаемых государством решениях, финансы не рассматривались как материальные потоки для расширенного воспроизводства, отсутствовали учет, анализ и контроль над ходом экономической трансформации. Огромное количество прав (обязательств) было списано с государства в результате приватизации и денежной реформы в 1993 г. Государство в результате неправильной финансово-экономической политики заведомо обесценило 400 млрд. руб. сбережений граждан, тем самым лишило себя народного доверия. Проедание собственных ресурсов - оборотного капитала и материальных средств (от 450 млрд. руб. в 1990 г. сегодня осталось менее 20 млрд. руб.), колоссальный государственный долг (347,1 млрд. руб. - внутренний и 154,3 млрд. долл. - внешний) могут не дать больше шансов последующим поколениям жить в благополучном государстве. У нас нет больше права на ошибку.

Изначальная задача текущего периода - заставить заработать реальный сектор экономики, научиться формировать бюджетную и налоговую политику на всех уровнях от местного до федерального, создать инвестиционный климат для развития внутреннего рынка. В решении этих задач необходим четкий макроэкономический анализ с конкретным прогнозом последствий принимаемых решений. Нужны совершенно нестандартные и неординарные меры. Выход из кризиса должен быть системным, но не революционным, а эволюционным путем, добровольно осознанным и принятым к исполнению всем обществом. Создание национального капитала на основе имеющегося национального богатства есть основа новой экономики России. Такая постановка проблемы потребует разработки совершенно других стимулов и правил экономической жизни.

Главным партнером государства в экономической жизни должны стать российские товаропроизводители (предприниматели), способные содействовать развитию национальной экономики, защитить свои права и законные интересы и обеспечить интеграцию экономики России в мировую экономику. Характерно, что только малый и средний бизнес в России ежегодно приносит 10-12% ВВП (в странах ЕС более 50%), а с учетом крупного бизнеса и того более. Как видно, резервов вполне достаточно.

Сегодня само общество в лице государства и общественных организаций способно решать совершенно разные по сложности исполнения экономические задачи. Именно природа таких отношений должна определять уровень управляемости общества, его жизнеспособность, умения выживать в сложной социально-экономической ситуации, сложившейся по причине несовершенства государственного устройства и других субъективных факторов.

С Чего наЧать?

Прежде всего определить точку отсчета нового движения, оценив сохранившуюся экономическую базу: материальные и нематериальные активы, природно-ресурсный потенциал, т.е. все возможные финансовые ресурсы экономики. Для этого необходима определенная методика, которая может быть представлена для внедрения.

Следующий этап - это принятие под оцененный капитал соответствующих обязательств в форме программ развития предприятий или инвестиционных проектов. Но при этом одно условие - эти программы и проекты должны включать конкретных заказчиков и исполнителей, иметь четкую проработанную финансовую экспертизу. Расчет должен быть в первую очередь на те программы и проекты, которые связаны с производством конкретных материальных ценностей, способных создавать новую стоимость. Принимая на себя обязательства, каждый хозяйствующий субъект тем самым декларирует свои собственные экономические права на определенной территории. Именно сама территория после такой декларации экономических прав приобретает дополнительную стоимость, капитализуется после реализации обязательств. Важно, что уже на этом этапе укрепляются бюджеты всех уровней через исчисление налоговой базы принятых и исполненных обязательств. Гарантом декларированных таким образом прав должны стать сами предприниматели и государство. Если государство как институт исторически давно оформился, то вторая половина пока ждет своего часа. Именно через институт предпринимательства его участники получат необходимый доступ к определенной информации, зарегистрируют свои экономические программы, почувствуют себя членом большой предпринимательской корпорации, способной защитить своих членов от любого произвола и насилия. В ее рамках можно принимать такие коллективные решения, которые помогли бы намного эффективнее проводить все виды финансово-экономической деятельности, иметь юридическую и экономическую защиту всех участников, работать на высоком уровне всех международных стандартов.

Исполнение принятых обязательств закрепляет вновь созданную стоимость и вместе с тем закрепляет стоимость собственных прав всех участников программы на данной территории. Закрепление этих прав на каждой территории (любая местность в России) усиливает бюджеты всех уровней, капитализует эти права через материальные носители (здания, товар, материалы и т. д.), создает рабочие места, развивает социальную сферу, позволяет целенаправленно контролировать финансовые потоки. Декларирование, таким образом, прав каждым субъектом хозяйственной деятельности перед обществом делает его защищенным юридически, легитимным перед любым контролирующим органом, значимым в предпринимательской среде и обществе. Выступая гарантом собственных прав, новый институт предпринимательства способен будет сам обеспечивать механизм их реализации, быть координирующим центром всего финансово-экономического процесса. Работая по предложенным правилам, каждый предприниматель получает и сам формирует необходимое информационное и правовое поле своей экономической деятельности. Через учет программ и проектов будут просматриваться все линии хозяйственных связей, позволяющие оценить и проконтролировать материальные и финансовые потоки, заранее снизу подготовить и сформировать бюджеты регионов на основе принятых обязательств, целенаправленно провести эмиссию денежных средств под заработную плату за выполненные работы и многое другое. Любой ущерб, причиненный в ходе исполнения принятых обязательств, является ущербом, нанесенным самой территории в результате нарушения ее законных прав, и должен быть возмещен в бесспорном порядке. Возникает необходимость в формировании целого института защиты прав частной собственности как гаранта бизнеса в России. Таким институтом должно стать сильное экономическое сообщество предпринимателей России в форме общественной корпорации. Например, эту роль вполне мог бы исполнить Координационный совет отечественных товаропроизводителей.

Как сделать?

Необходимо отделить финансовые потоки, непосредственно работающие на реальный сектор экономики, от остальных, создав для этого еще один важный институт - Банк развития России как инвестиционный банк с конкретными функциями по обслуживанию владельцев программ и проектов. Сеть региональных отделений банка позволит с помощью современных компьютерных финансово-банковских технологий осуществлять и контролировать платежи в реальном времени. Финансирование будет осуществляться только за выполненную работу и своим особым образом - в виде эмиссии частных обязательств или других ценных бумаг, например векселей или чеков. Такая система кредитования производства позволит избежать неплатежей и добиться экономического роста уже в ближайшей перспективе. Появляется реальная возможность создания отечественной твердой валюты - инвестиционного рубля, подкрепленного реальной экономикой. Россия также вправе ввести свой новый рубль, основанный на его энергообеспеченности, и не завозить в страну долларовые бумажки. Наоборот, при умелом управлении эта новая валюта способна вытеснить доллар из наличного обращения в стране. В этих условиях финансово-экономическая политика становится прогнозируемой и контролируемой на всех уровнях ее исполнения, региональные власти государственного управления становятся активными участниками этой политики при формировании местных и региональных бюджетов, регионы получают дополнительные источники финансирования социальной сферы. Следуя таким путем, нам удастся избежать не только очередного финансового кризиса, но и развала самой Федерации.

Технологически все финансовые операции не могут быть осуществимы без использования современного информационного компьютерного обеспечения в едином ключе. Создание Национальной компьютерной сети (НКС) как глобального информационного поля позволит значительно снизить трансакционные издержки, связать всю цепочку расчетов, увеличить скорость обращения средств до реальной, тем самым уменьшив количество наличных денег в обращении. Основные ресурсы будут потребляться на внутреннем рынке, от перераспределения средств, что очень важно, появится возможность перейти к их созданию и накоплению. С помощью НКС будет формироваться, а также осуществляться защита единого информационного пространства России.

Какова перспектива?

Проведение новой финансово-экономической политики позволит построить экономические отношения со сбалансированной конкуренцией, поддающейся контролю и прогнозированию. Роль финансов становится определяющей в новом понимании распределения ресурсов и создании национального капитала. Природные ресурсы в системе государственных финансов становятся определяющими.

Государство приобретает в лице новых общественных институтов предпринимателей, общественных фондов и других организаций достойных экономических партнеров в реализации общих интересов, направленных на перспективное развитие экономики страны. Появляется реальная возможность создать столь необходимый для всех институт защиты прав частной собственности в лице сильной организации предпринимательства. Теневая экономика легализуется. Региональные и местные органы государственного управления получают расширенное поле для формирования своих бюджетов, проведения сильной социальной политики. При этом успешно решаются межбюджетные отношения с субъектами Федерации. Финансы становятся той демократической вертикалью власти, которой так сегодня не хватает в отношениях между Центром и регионами. Восстановится потерянное доверие населения к государству.

Создание Банка развития России и Национальной компьютерной сети выводит финансово-банковскую систему на совершенно иной качественный уровень экономических отношений, позволяющий изменить весь порядок расчетов как внутри страны, так и за ее пределами. Появятся совершенно неординарные источники финансирования мирового класса, возможность кредитования под низкий процент, свободный доступ к финансовым источникам всех субъектов хозяйственной деятельности. Национальная валюта приобретает не только устойчивость в отношении инфляции и кризисов, но и становится конкурентоспособной по отношению к сильным мировым валютам, ведь обеспеченность рубля будет прирастать трудом и капиталом.

Что не следует делать?

Продолжать "либеральный" курс проводимых реформ. (Ни социально-рыночного хозяйства, ни рынка как такового за все время реформ создано не было. Скачок в эпоху капитализма провалился.)

Слепо копировать зарубежный опыт без учета собственной национальной идентичности. (Россия - евразийская страна с огромными природными ресурсами и особыми климатическими условиями, со своей национальной спецификой. В итоге финансовая помощь со стороны МФВ свелась лишь к одному - наращиванию внешнего долга России.)

Проводить прежнюю финансово-экономическую политику в интересах олигархического капитала, разрушая производственный сектор экономики. (Инвентаризация собственности позволит исправить допущенные ошибки и определиться в стратегии на ближайшую перспективу. Частное право, как и государственное право, не должны противоречить друг другу.)

Лишать серьезного внимания человеческий фактор. (Снижение уровня жизни населения, безработица, криминализация общества, коррупция, национальные конфликты и другие негативные факторы не так страшны, как безверие и апатия к проводимой экономической политике. Преодолеть недоверие можно только честной и открытой государственной политикой и народной поддержкой нового экономического курса, понятного каждому гражданину России.)

Если в ближайшей перспективе будут просматриваться хоть некоторые контуры такой финансово-экономической политики, значит, Россия не так безнадежно больна, и выздоровление ее обязательно наступит.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1698
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1057
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
767
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1046

Другие новости