Металлургический комплекс воспользовался благоприятной конъюнктурой, возникшей в результате девальвации рубля. Фото Артема Житенева (НГ-фото) |
ВЕСЬ ПРОШЛЫЙ год российские металлургические предприятия провели в борьбе, которую они в конце концов все-таки проиграли. Предприятия черной металлургии состязались с американским правительством и лоббистами из числа заокеанских сталелитейщиков относительно ограничения доступа российской стали на рынок Соединенных Штатов и антидемпинговых "разборок". А компании, выплавляющие цветные металлы, - с собственным правительством по поводу осуществления толлинговых операций и режима льготного налогообложения.
Собственно говоря, американские металлурги никогда не скрывали, что им не очень нравится существование конкурентов (среди основных иностранных поставщиков этой продукции в США значились Россия, Бразилия и Япония), которые сбивают цены и уменьшают долю американцев на их собственном рынке. Но после финансовых кризисов, которые последовательно пронеслись по Юго-Восточной Азии, России и Бразилии, их недовольство значительно увеличилось. Вследствие обесценения национальных валют конкурентоспособность импортной стали резко возросла. (Так, в январе цена горячекатаной стали составляла: российской - 170, японской - 195, а американской - 250 долл. за тонну.)
Еще в конце 1998 г. лоббисты американских компаний потребовали ввести в действие антидемпинговые меры против наших поставщиков, а Министерство торговли США начало антидемпинговое расследование. К переговорам подключились правительства двух государств. В результате в конце февраля Россия согласилась пойти на временное сокращение экспорта стали на 70% и увеличение цен на продукцию до 255 долл. за тонну сроком на 6 месяцев в обмен на приостановление антидемпинговых процедур. Тогда же американцы увязали подписание договора по экспорту горячекатаной стали (на указанных условиях) c договором о введении квот на экспорт по всей номенклатуре стальной продукции. Объединенный профсоюз рабочих сталелитейной промышленности США попытался решить весь вопрос в обход России, но 22 июня американский сенат отказался одобрить активно продвигаемый стальными лоббистами законопроект, согласно которому предполагалось введение квот на экспорт стали в Соединенные Штаты в одностороннем порядке.
К июлю американцы "уломали" представителей российского Минторга, и тот фактически согласился на все выдвигаемые ими требования. Лоббистские возможности российских металлургов ослабляло то обстоятельство, что им по американскому законодательству не было разрешено участвовать в переговорах (так как США не относят Россию к странам с рыночной экономикой). А даже если бы и разрешили, то им тяжело было бы выработать согласованную позицию (все эксперты отмечают разобщенность российских сталелитейных предприятий в отстаивании интересов).
Но судя по всему, общий язык друг с другом им искать придется. После того как осенью 1998 г. поставки стали из России в США прекратились полностью (так как если бы антидемпинговое расследование было доведено до конца, нам пришлось бы задним числом выплачивать огромные пошлины), отечественным металлургам пришлось искать новые рынки сбыта. До осени 1998 г. мы поставляли в Соединенные Штаты 2,7 млн. тонн горячего проката и 0,5 млн. тонн холодного, по последним договоренностям эта цифра уменьшилась до 0,9 и 0,34 млн. соответственно. При этом в 1999 г. объемы производства в черной металлургии не только не уменьшились, но даже возросли (по предварительным данным, на 2%). Судя по всему, компаниям удалось-таки найти новые рынки сбыта. Это и Юго-Восточная Азия, которая уже практически "вылезла" из кризиса, и Западная Европа, с которой российское правительство ежегодно уточняет размеры экспортных квот (в основном в стороны постепенного увеличения), и внутренний рынок.
Как полагает руководитель департамента экономики металлургического комплекса Минэкономики Анатолий Шевцов, "внешний рынок черной металлургии в 2000 г., вероятно, будет оставаться на том же уровне, что и в прошедшем. Однако на внутреннем рынке скорее всего будет наблюдаться рост объемов потребления этой продукции - за счет заказов от МПС (значительная часть вагонного парка уже выработала эксплуатационный срок и нуждается в замене), за счет роста машиностроительной промышленности и оживления строительства".
В цветной металлургии темпы прироста производства за прошедший год даже выше - около 4%. Но большинство производителей высказывает опасения, что ужесточение режима налогообложения толлинговых операций существенно отразится на стоимости выплавляемого ими металла, а следовательно, на его конкурентоспособности. Напомним, что в ходе долгих препирательств с правительством (которые даже выплеснулись на улицы в виде плакатов, требующих то сохранить, то запретить толлинг), было вроде бы достигнуто компромиссное решение: производители цветного металла платят НДС с сырья, поставляемого по толлингу, но эти деньги возвращаются при экспорте готовой продукции.
На днях ряду федеральных министерств и ведомств было поручено подготовить проект временной отмены 5-процентной пошлины на вывозимый алюминий. Впрочем, для начала экспортных операций в новом таможенном режиме предприятиям алюминиевой промышленности необходимо единовременно выплатить государству около 90 млн. долл., и они полагают, что даже встречное предложение государства не поможет им решить проблемы с толлинговым сырьем (в алюминиевой промышленн]ости его доля составляет 87,8%, при этом около 60% ее приходится на импорт). Кроме того, следует учитывать, что цена глинозема за прошедший год возросла со 140 долл. до 300 долл. - это в значительной степени связано с аварией на крупном глиноземном комбинате в США, производство на котором обещают восстановить в ближайшие дни. Однако вряд ли цены откатятся назад в короткие сроки. Поэтому пробивание вопроса о предоставлении льготного налогообложения останется для алюминщиков одной из приоритетных задач на будущий год - это фактически единственный способ сохранить конкурентоспособность своей продукции.