КОНФЛИКТ между российской нефтяной компанией "ЛУКОЙЛ" и американским "Вильямсом", возникший в борьбе за литовский рынок нефтепродуктов, видимо, близится к завершению. Напомним, что еще в октябре прошлого года президент Литвы Валдас Адамкус подписал закон, по которому 33% акций крупнейшего в стране нефтеперерабатывающего завода в Мажейкяе были переданы в управление конкурентам российских компаний. В течение двух лет доля "Вильямса" на НПЗ возрастет до 51%. Для "ЛУКОЙЛа", располагающего в Литве 60 АЗС и, кроме того, являющегося координатором поставок отечественного сырья на литовский рынок, принятие такого решения стало серьезной стратегической неудачей в балтийской политике компании.
Однако похоже, что сейчас ситуация может быть немного отыграна. Вчера в Москве начались переговоры президента "ЛУКОЙЛа" Вагита Алекперова, председателя правления "ЛУКОЙЛ-Балтия" Ивана Палейчика и заместителя генерального директора компании "Мажейкю нафта" Патрика Виосата о возможности поставок российской нефти на литовский НПЗ. Такой же тур согласования предстоит пройти и с "Вильямсом". Если по итогам этих переговоров будет принято положительное решение, у "ЛУКОЙЛа" появится шанс вернуться к идее поставок нефтепродуктов с балтийского рынка в Санкт-Петербург и Калининград.
Вильнюсские консерваторы, стремящиеся в Европейское сообщество и НАТО, ухитрились совершить крайне неэффективный для своей страны политический размен. Контрольный пакет нефтеперерабатывающего завода был отдан американской трубопроводной компании, не имеющей собственной добычи. В то же время отношения с наиболее крупным российским поставщиком сырья предельно осложнились. Какие именно преференции, помимо разве что политических, от этой сделки получила литовская сторона, сказать сложно. Условия договора с "Вильямсом" до сих пор не обнародованы. В литовских СМИ широко распространена версия о том, что сразу после подписания договора американская компания перевела на счета литовского концерна "Мажейкю нафта" 75 млн. долл. за пакет акций и гарантировала предоставление кредита на такую же сумму. По некоторым сведениям, еще до нового года концерн получил 125 млн. долл.
Заключение соглашения между "ЛУКОЙЛом" и "Вильямсом" откладывается уже довольно давно. Не состоялось оно и неделю назад - завершить поиск компромисса предполагается лишь к концу января. Как утверждают представители "ЛУКОЙЛа", на сегодняшний день удалось согласовать уже 90% всех вопросов. По предварительным условиям российская компания, являющаяся, кстати, координатором экспорта и в другие страны Балтии, готова заключить контракт на ежегодные поставки 6 млн. тонн в течение 10 лет. Недостающие объемы сырья "ЛУКОЙЛ" будет закупать у других российских компаний. При этом литовская сторона оставляет за собой право самостоятельно закупать еще 2 млн. тонн нефти у других поставщиков.
Главным вопросом, препятствующим заключению соглашения, по-прежнему остается цена. Напомним, что около года назад "ЛУКОЙЛ" предлагал литовской стороне заключить договор на тех же условиях при гарантии возможности участия в аукционе по продаже пакета акций Мажейкяйского НПЗ на равных с западными компаниями. Как утверждают источники "НГ", в течение всего 1999 г. сырьевые поставки компании на литовский рынок осуществлялись по ценам существенно ниже рыночных. По некоторым сведениям, разница достигала порядка 4-6 долл. Однако после того как литовские власти подписали условия передачи акций НПЗ в управление "Вильямса", заинтересованность российских нефтяников в бизнес-благотворительности себя исчерпала.
К неудовольствию Литвы сегодня "ЛУКОЙЛ" выдвигает новые условия - продажа нефти должна осуществляться по мировым ценам. Кстати, даже столь жесткие требования российской стороны для Вильнюса с экономической точки зрения во многом приемлемы. Дело в том, что на доставке 1 барреля нефти Северного моря, который, конечно же, закупается по рыночной цене, Литва теряет порядка 10 долл.: 4 - за доставку в порт Бутинге и 6 - за транспортировку до Мажейкяя. Текущее же по трубам российское сырье обходится литовскому бюджету намного дешевле. Однако пока Вильнюс настаивает на скидке 2,5 долл.
Не исключено, впрочем, что в ближайшее время Литва смягчит свои условия. Сегодня вряд ли стоит рассчитывать, что "Вильямсу" удастся реализовать планы поставок нефти из Ирана или Кувейта, на что одно время рассчитывал официальный Вильнюс. На сегодняшний день американскую компанию серьезно выручает сотрудничество с "БиПи-Амоко", которая закупает нефть Северного моря. Однако это оборачивается для Литвы серьезными финансовыми потерями. Так что у "ЛУКОЙЛа" шансы отыграть свой стратегический проигрыш пока сохраняются.