АЗЕРБАЙДЖАН делает все для того, чтобы приблизить начало строительства основного экспортного трубопровода Баку-Джейхан. Не успел завершиться визит президента Гейдара Алиева в Турцию, как государства - участники проекта уже готовятся к новой встрече. Для проведения очередной серии переговоров делегации Азербайджана, Турции и Грузии намерены собраться 20-21 января. Заявление Алиева о том, что "нефтепровод будет построен и своевременно пущен в эксплуатацию", придают предстоящей встрече колорит восточной патетики.
Для российских властей проблемы Джейхана по большому счету практически уже не существует. Чиновники Минтопэнерго устали доказывать, что "большой" нефти в Азербайджане нет. Тарифы по магистрали, строительство которой активно поддерживают США, будут как минимум в три раза выше, чем по уже существующим трубопроводам на Новороссийск и Супсу.
Похоже, прекратившиеся на днях поставки азербайджанского сырья на российское направление лишь подтверждают их правоту. В "Транснефти" уверены, что у Азербайджана не хватает сырья даже на загрузку уже существующих трубопроводов, хотя, справедливости ради, стоит отметить, что из-за штормовой погоды российский нефтяной терминал уже довольно долго не функционирует.
Впрочем, не исключено, что азербайджанская углеводородная проблема может быть решена и с помощью российских нефтяников. Вопрос лишь в том, что на сегодняшний день единственной российской компанией, сумевшей основательно закрепиться в Азербайджане, является "ЛУКОЙЛ". Аналогичные попытки в середине 90-х годов делались также ЮКОСом и "Роснефтью", но попытки эти успеха не имели. 10-процентное участие "ЛУКОЙЛа" в "контракте века" - разработка крупнейших в Азербайджане нефтяных месторождений Азери, Чираг и глубоководной части Гюнешли, участие в проекте Шах-Дениз, роль оператора проекта по разведке и разработке перспективной структуры Ялама говорят о многом. Судя по всему, "ЛУКОЙЛ" собирается реализовать и ряд новых проектов, предусматривающих реабилитацию старых месторождений.
Первый контракт - реабилитация месторождений Зых и Говсаны. Между компанией "ЛУКОЙЛ" и Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (ГНКАР) осенью этого года был подписан меморандум, согласно которому ГНКАР готовит технико-экономическое обоснование проекта. Как сообщили в бакинском офисе компании, в ближайшее время работа будет завершена и через три-четыре месяца должны быть определены дальнейшие шаги по реализации проекта, ориентировочная стоимость которого составляет около 750 млн. долл. Месторождение обещает дать приблизительно 20-25 млн. тонн углеводородного сырья.
Следующий проект, по которому "ЛУКОЙЛ" проводит исследования, - это блок морских месторождений: Сангачал-море, Дуванны-море, Булла-море, Бахар, Нефтяные камни и Грязевая сопка. Как пояснили в бакинском офисе компании, данный блок требует дополнительных инвестиций. В связи с этим в ноябре 1999 г. между ГНКАР и "ЛУКОЙЛом" был подписан меморандум о взаимопонимании, и российская компания приобрела соответствующий пакет материалов по блоку, которые сейчас изучаются специально созданной совместной рабочей группой.
Начала конкретной реализации проекта следует ожидать к середине будущего года. Следует отметить, что между сторонами достигнута договоренность о создании СП на базе одного из ныне функционирующих профильных предприятий Азербайджана. В этот проект "ЛУКОЙЛ" рассчитывает вложить до 800 млн. долл. Ожидаемые извлекаемые запасы составляют около 25-30 млн. тонн.
Новые проекты "ЛУКОЙЛа" также далеко неоднозначны. С одной стороны, они дают Азербайджану еще один козырь в переговорах с американскими финансистами, которые пока не торопятся выдавать кредиты под проект Баку - Джейхан. С другой стороны, у России появится возможность претендовать на большее количество азербайджанской нефти. Однако разыгрывать эти козыри, вероятно, предстоит уже не производственникам, а политикам.