НОВЫЙ политический сезон, осложненный смещением центра принятия решений, ускоренным проведением президентской кампании и охлаждением отношений России с мировыми финансовыми институтами, похоже, не предвещает отечественным экспортерам ничего хорошего. Стремление Кремля, а вместе с ним и Белого дома восполнить предвыборные резервы, опустевшие в ходе прошлогодних бюджетных баталий с нижней палатой парламента, со всей очевидностью проявилось уже в первые дни января. Помимо намерения ввести стопроцентную продажу валютной выручки российскими экспортерами в числе первых экономических мероприятий и.о. президента России Владимира Путина значится и ужесточение госконтроля над финансовыми потоками в нефтяной отрасли.
Уже 5 января по итогам совещания Владимира Путина с первым вице-премьером Виктором Христенко в Кремле было принято решение, что доступ к заветной экспортной трубе откроется лишь перед компаниями, полностью погасившими до 1 февраля 2000 года свою задолженность перед федеральным бюджетом. Нефтяники должны будут заключить с МНС соглашение, по которому с 1 января 2000 г. они гарантируют 100-процентную уплату налогов денежными средствами без учета целевого финансирования. В противном случае по итогам месяца квоты на внешние поставки будут сокращены на 20%. Кстати, по мнению экспертов Минтопэнерго, подобная схема даст возможность другим, более аккуратным компаниям увеличить свой экспорт.
На первый взгляд решение Кремля напоминает скорее превентивную, нежели карательную акцию. По словам представителей Министерства по налогам и сборам, с середины прошлого года нефтяники исправно направляли в государственную казну все текущие налоговые платежи, причем 100-процентно "живыми" деньгами. Однако ситуация с предыдущей задолженностью выглядит не столь радужно.
Фактически они оказались перед альтернативой: или исправно финансировать проведение президентской кампании, другими словами, оказывать поддержку "кандидатам от власти", или терять экспортную выручку.
Государственный механизм финансового обращения не располагает к сокращению задолженности нефтяных компаний. ТЭК по-прежнему продолжает кредитовать правительство. Долг бюджета перед топливными компаниями исчисляется десятками миллиардов рублей, и это без учета их косвенных потерь от административных методов регулирования внутреннего рынка.
Исправить сложившуюся ситуацию правительство, судя по всему, не стремится да, похоже, и не располагает соответствующими ресурсами. Подтверждением тому служит продление правительством практики административного регулирования внутреннего рынка нефтепродуктов. С 1 января по 31 марта 2000 года осуществлять оперативное определение объемов и географии поставок топлива - как нефте-, так и газопродуктов - будут не компании, а Минтопэнерго совместно с Минэкономики. В течение этой недели эти министерства должны будут установить балансовые задания на поставки российским потребителям. Экспорт нефтепродуктов по-прежнему будет строго регламентирован. Своеобразным пропуском к трубе станет наличие так называемых ресурсных справок, подтверждающих, что государственные задания будут выполнены.
Не поспособствует сокращению задолженности нефтяных компаний перед бюджетом и подорожание услуг магистральных трубопроводов по транспортировке нефти и нефтепродуктов. При этом повышение тарифа на использование магистрали "Транснефтепродукта" на прокачку нефтепродуктов будет происходить адресно, что также усиливает финансово-политические козыри Кремля.
Еще одним шагом к ужесточению госконтроля за финансовыми потоками ТЭКа стало распоряжение и.о. главы государства о предоставлении российскими нефтяными компаниями в обязательном порядке ежеквартальной отчетности о своих бюджетных показателях. Подобная форма контроля вводится уже с первого полугодия 2000 г. Представители компаний официально высказаться по этому поводу из-за праздников еще не успели. Однако вряд ли стоит ожидать, что этот подарок Кремля сильно порадует нефтяных генералов. Кстати, большинство из них утверждают, что проведение ежеквартальной отчетности, даже с чисто технической точки зрения, довольно затруднительно. Не говоря уже о финансовой незаинтересованности в этой схеме.
Кроме того, не так давно министр топлива и энергетики Виктор Калюжный заметил, что не исключена возможность пересмотра механизма внутрикорпоративного ценообразования. До сих пор нефтяные компании имели возможность играть на разнице стоимости сырья на внутреннем рынке: покупать у своих дочерних предприятий по низкой цене, а на внутренний рынок продавать по высокой. Однако, по мнению главы Минтопэнерго, это серьезно противоречит государственным интересам. Насколько все эти преобразования отвечают принципам рыночных реформ, судить сложно. Очевидно лишь то, что в течение ближайших трех месяцев исполнительные власти вряд ли будут думать об этом.