Виталий Савельев. Фото автора |
- ВИТАЛИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ, развитие информационных технологий влечет за собой изменение бизнес-технологий, в том числе банковских. Интернет активно осваивается деловым миром. Однако использовать технологические возможности Интернета для реализации своего бизнеса могут пока единицы. Как руководство банка решилось на воплощение этой технической идеи?
- В 1993 году мы начали разработку новой системы, которая отвечала изначально выбранной стратегии развития: интеллектуальный банк, банк без филиалов - то, к чему сейчас стремятся многие иностранные банки. Вся работа с клиентами в банке "МЕНАТЕП-СПб" выстраивалась именно с перспективой на использование высоких технологий, в первую очередь интернет-технологий. Были выполнены все необходимые наработки, бизнес-план, подготовлены технические решения. Мы были готовы "накрыть" интернет-технологией весь Северо-Запад России.
Но случились события 17 августа 98-го года. "МЕНАТЕП- СПб" был вынужден принять на себя филиальную сеть московского "МЕНАТЕПа", некогда бывшего нашего акционера, но еще до дефолта продавшего свой пакет акций. Первое время мы пребывали в растерянности - ведь стратегия развития банка кардинально изменилась. От банка, который не хотел иметь ни одного филиала, мы пришли к банку, у которого было 45 филиалов, расположенных от Калининграда до Хабаровска и от Мурманска до Сочи. И тогда мы решили применить наши интернет-разработки к филиальной сети. Преимущества ощутили тотчас же. Интернет-технологии позволили работать с филиальной сетью более оперативно. В настоящее время у "МЕНАТЕПа-СПб" уже 46 филиалов в 40 регионах России, принято решение о создании еще 14 филиалов.
Наш операционный зал в разгар рабочего дня почти всегда пуст, потому что до 90% платежей идет через Интернет. Кроме того, эта технология позволила оптимизировать численность работников: вместо положенных головному офису 500-700 человек работают около 200. Интернет-технологии резко удешевили систему передачи банковских данных. Если за корпоративную связь банк, имеющий 40-45 филиалов, платит в год около 4 млн. долл., то нам поддержание банковской сети обходится всего в 40 тыс. долл. в год.
- Экономия средств на первый взгляд большая. Но думается, что использование интернет-технологий - дорогое удовольствие. Окупаемы ли вложения в разработки интернет-технологий, оснащение ваших филиалов компьютерной техникой, обучение персонала?
- В наше компьютерное детище мы, конечно, вложили значительные средства - миллионы долларов. Зато сегодня мы хорошо технически оснащены. Стоимость интернет-проекта окупаема. А то, что мы нарабатываем, то официально и продаем. Продавая свои разработки, мы одновременно создаем более новые. Освоить клиентское интернет-пространство в одиночку не под силу пока ни одному из российских банков. Поэтому мы ищем партнеров и открыто рассказываем о наших разработках. Специфика развития наших технологий требует практически от любого служащего банка навыка работы с компьютером. Это входит в обязательный тест для желающих попасть к нам на работу.
- Но ведь у интернет-технологий есть и недостатки...
- Мы понимаем, что найдутся "компьютерные мастера", которые не упустят случая уйти от оплаты, пожелают воспользоваться чужим счетом. Исходя из этого, приходится шифровать систему дополнительными ключами, а это дополнительные расходы. Еще один минус - российская юридическая база не позволяет сделать клиентом нашего банка человека, который не пришел к нам лично, не предъявил паспорта, не поставил своей подписи под договором об обслуживании. Если бы закон разрешал открывать счета по Интернету, то число наших клиентов увеличилось бы.
- Вы не пытались на этот счет "закинуть удочку" в Думу?
- Идти действительно придется законодательным путем. Но вначале предстоит проделать немалую работу по созданию необходимого законопроекта с учетом всех российских реалий. И уже только потом - дело за депутатами.
- Мне представляется, что из перечисленных вами недостатков системы серьезным и в определенной степени не вызывающим доверия к интернет-технологиям является несанкционированный доступ. Допустим, с моего счета украли деньги. Сколько времени и энергии мне придется потратить, чтобы получить их обратно?
- Как я уже сказал, стопроцентная защита от несанкционированного доступа вряд ли может быть, причем как в России, так и на Западе. Любая современная технология сравнима с хорошим дорогим автомобилем. Вы его покупаете и ставите сигнализацию. Но его все равно могут угнать. Поэтому по мере того как совершенствуют свое мастерство хакеры, мы совершенствуем систему защиты, тратим на нее немалые деньги. С этой целью мы закупаем у западных компаний-разработчиков специальное программное обеспечение, и если "прорыв" в нашу систему произойдет по их вине, то разработчик заплатит нам крупную сумму - порядка нескольких миллионов долларов и соответственно клиент внакладе не останется. Конечно, попытки взлома имеют место. Например, у нас в первые месяцы работы системы было до 2 тысяч несанкционированных посещений, пятую часть из которых можно отнести к попыткам взлома.
- С помощью компьютера можно не только общаться "в прямом эфире", но и совершать покупки, играть в казино, другими словами - тратить деньги. Можно ли говорить как о понятии о виртуальном банке, виртуальных деньгах?
- Сегодня на Западе формируется идея создания интернет-города, в котором пользователь находится практически постоянно, то есть живет виртуальной жизнью. К его услугам - и новости, и телевидение, и телефон, и развлечения... Кровеносными сосудами этого интернет-города будет кредитно-финансовое учреждение. А ключевым звеном в "паутинном" городе станет банк, который обеспечит соответствующие платежи и расчеты за предоставляемые услуги.
- Когда же люди смогут справить "новоселье" в интернет-городе?
- Приведу пример. Кто еще недавно мог подумать, что будут продавать и соответственно покупать питьевую воду? Сейчас же мы видим, что, заботясь о своем здоровье, люди охотно ее покупают. Точно так же мы не могли предположить, что денежные расчеты будут вестись с помощью пластиковых карт. Поэтому пока также не верится, что в начале будущего столетия мы незаметно для себя станем жить в виртуальном мире: не выходя из квартиры, будем получать зарплату и делать покупки, смотреть кино, посещать библиотеки... Нас ожидает виртуальная жизнь. Почти все готово к тому, чтобы начать "переселение" в виртуальный мир. Вопрос "переезда" - в благосостоянии россиян, в том, чтобы они свободно тратили в Интернете свои средства.
Санкт-Петербург