СОЗДАННОЕ в конце марта этого года Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) за девять месяцев своей работы уже успело стать важным участником российского банковского сектора, выдержав несколько лоббистских атак (первой из которых можно считать продавливание законопроекта о его деятельности через Совет Федерации, несмотря на противодействие губернаторов).
На состоявшейся в минувшую пятницу пресс-конференции руководство АРКО приоткрыло завесу над тем, что будет для него приоритетным в начале будущего года. После долгих боев за выделение бюджетных денег АРКО сумело-таки не только выбить на 2000 г. 1 млрд. руб. "живыми" деньгами, и получить право выпустить свои ценные бумаги на общую сумму 4 млрд. руб. под гарантии правительства. Это вряд ли можно считать успехом агентства, ведь, по оценкам его руководства, на полноценное функционирование АРКО в будущем году необходимо как минимум 50 млрд. руб. - ранее одних облигаций предполагалось выпустить почти на 30 млрд. руб., а "живыми" деньгами получить как минимум в два раза большую сумму. Видимо, генеральный директор Александр Турбанов еще не достиг того уровня профессионализма в лоббировании интересов своего ведомства, который отличает многих государственных чиновников.
Наиболее вероятным покупателем бумаг станет Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Как заявил Александр Турбанов, по имеющимся у него сведениям, проект рамочного соглашения, предложенный агентством ЕБРР, уже подписан европейцами, однако он отказался комментировать содержание документа до того момента, "пока он не будет у нас на руках". Скорее всего, речь идет об условиях покупки бумаг. Кроме того, ЕБРР, который после кризиса потерял в России несколько миллиардов долларов, намерен осуществлять теперь лишь относительно малозатратные региональные точечные проекты, естественно, под гарантии правительства. В ряде из них он собирается сотрудничать с АРКО (ранее их сумма оценивалась в 300 млн. долл.). Определенным достижением АРКО на международной арене можно считать размораживание кредита Всемирного банка на сумму 35 млн. долл., выделенного России еще в начале реформ, но приостановленного после августа 1998 г. По словам Александра Турбанова, эти деньги пойдут на оплату услуг аудиторских фирм, юристов, консалтинговых агентств, которые будут помогать АРКО в реструктуризации проблемных банков. При этом на счет самого АРКО не поступит, вероятно, ни цента.
Среди основных успехов АРКО стоит отметить то, что оно сумело всерьез заняться реструктуризацией не только мелких региональных банков, но и приступило к работе с некогда системообразующими банками, находящимися сейчас в плачевном состоянии: "Российским кредитом" и СБС-АГРО. Ситуация с СБС-АГРО усугублялась огромным количеством частных вкладчиков (свыше 1,2 млн. чел.) и тем, что после его краха сельское хозяйство осталось без "своего" банка. Предложенный план действий в отношении СБС-АГРО должен был решить обе проблемы. В результате совет директоров АРКО принял решение о создании Россельхозбанка (РСХБ), через который и будут производиться основные расчеты АПК. На прошлой неделе АРКО предложило решить проблему с частными вкладчиками еще до того, как кредиторам будет предоставлен проект мирового соглашения (ранее ожидалось, что он будет разослан к 15 декабря, но теперь Александр Турбанов называет другую дату - до 1 февраля). Частные вкладчики получат по 5 тыс. руб. от самого агентства, что, по подсчетам АРКО, позволит рассчитаться по 92% вкладов (1,07 млн. вкладов из 1,2 млн.). На эти цели выделено 400 млн. руб., которые АРКО будет получать траншами по 20 млн. Таким образом, после того как АРКО станет правообладателем по этим вкладам, по мнению Александра Турбанова, работа по подготовке проекта мирового соглашения и по дальнейшему ведению переговоров значительно облегчится.
Само создание Россельхозбанка намечено провести в три этапа. На первом, организационном, этапе будет произведено собственно создание банка (регистрация, выпуск акций на сумму 375 млн. руб., 100% которых приобретет АРКО, оплата уставного капитала и т.д.). По оценкам АРКО, это займет около 3-4 месяцев. В его ходе также планируется издать правительственное постановление о придании банку статуса государственного и "аграрного", через который будут проводиться бюджетные средства из Фонда льготного кредитования сельского хозяйства при помощи банков-контрагентов. Тогда же РСХБ начнет заниматься собственно реструктуризацией задолженности СБС-АГРО. На втором этапе РСХБ должен будет обрасти собственной филиальной сетью, не в последнюю очередь за счет филиалов СБС-АГРО. При этом производится дополнительная эмиссия акций, как минимум 51% из которых приобретает правительство. АРКО из собственников банка уходит. Третий этап, в ходе которого планируется создание некого банковского холдинга, судя по всему, относится к отдаленному будущему.
Впрочем, не все в АРКО идет, как хотелось бы его руководству. Так как денег на то, чтобы развернуться широко, ему не дали (да и в течение 1999 г. постоянно призывали максимально экономить бюджетные средства), то агентству придется сосредоточиться главным образом на региональных проектах, которые потребуют гораздо меньших вложений, чем реструктуризация даже одного крупного столичного банка. В случае с СБС-АГРО предлагалось несколько вариантов действий, по отдельным из которых затраты государства могли составить до 16 млрд. руб. По оценкам АРКО, средств, предусмотренных бюджетом-2000 плюс остатки с текущего года (около 2 млрд. руб.), должно хватить на реализацию нескольких десятков региональных проектов: в этом году велась работа по 14 проектам, в которых приняли участие 19 кредитных организаций, 10 из которых перешли под непосредственное управление АРКО.
Таким образом, хотя АРКО и достигло определенных успехов в своей деятельности, свою главную задачу - реанимацию некогда системообразующих банков, существенно влияющих на экономическое положение в стране, оно сумело выполнить лишь отчасти (не в последнюю очередь из-за нехватки средств). Если не считать "Российского кредита" и СБС-АГРО, остальные крупные банки (ОНЭКСИМ, например) пытаются решить свои проблемы сами.