Введение ускоренных контейнерных поездов способно увеличить объемы перевозки грузов. Фото Владимира Сварцевича (НГ-фото) |
Сегодня железные дороги - это одно из звеньев экономики страны и в то же время пока наиболее доступный вид транспорта для большинства россиян. Нельзя сказать, что самый дешевый, но пока самый доступный. После развала СССР вновь образовавшиеся независимые государства все-таки сохранили единство в работе железных дорог. По стальным магистралям Содружества в прошлом году было перевезено более 1,37 млрд. тонн грузов. Но по-прежнему для железнодорожников СНГ краеугольным камнем остаются пассажирские перевозки. Забот и нерешенных проблем здесь очень много.
Весьма плачевно техническое состояние пассажирских вагонов, так как за последние годы железнодорожные администрации стран СНГ, кроме России, Белоруссии и Украины, практически не закупают новых вагонов. Это, безусловно, приводит к снижению безопасности и качества перевозок. Если учесть, что более 45% всех пассажирских перевозок в России осуществляется по железной дороге, становится понятным, чем вызвано преждевременное старение подвижного состава. Масштабы проблемы столь значительны, что они должны решаться на государственном уровне. Тем более что постоянно возрастающие потребности в обновлении парка подвижного состава вполне могут обеспечить не только заказами, но и новыми рабочими местами транспортное машиностроение. А емкость этого рынка в перспективе, по мнению специалистов МПС, более 35 млрд. руб. в год. Только создание эффективного механизма государством позволит обеспечить надлежащее производство пассажирских вагонов современного класса.
Объединение России и Белоруссии, несомненно, отразится и на работе стальных магистралей. Российские железные дороги сегодня с большим трудом пытаются решить многочисленные проблемы. Ничуть не лучше обстоит дело и с транспортным конвейером Белоруссии. Республика, по существу, осталась без вагоностроительной и ремонтной базы. На долю железных дорог в настоящее время приходится более 70% всех выполняемых в республике грузовых и пассажирских перевозок. Как известно, основа железнодорожного транспорта - подвижной состав. Так же, как и в России, вопрос оснащения дороги новыми локомотивами взамен устаревших по-прежнему весьма актуален.
Но, несмотря на все сложности, российские и белорусские железные дороги работают в связке со стальными магистралями Польши, Германии, Литвы. Например, недавно была организована совместная перевозка грузов специализированными контейнерными поездами. Ускоренный состав по маршруту Находка-Москва-Брест за 9 суток со средней скоростью 1150 км в сутки продемонстрировал совместные возможности железных дорог в обеспечении доставки грузов на большие расстояния в установленные сроки.
Еще одной, не менее серьезной проблемой, с которой столкнулись многие дороги СНГ, стало существенное падение объемов перевозок. Естественно, оно затронуло железные дороги всех стран Содружества.
С 1995 г. регулярно курсирует контейнерный поезд по маршруту Берлин-Москва ("Восточный ветер"), призванный привлечь дополнительные объемы работ. Транспортировка грузов подобными ускоренными контейнерными поездами - едва ли не единственное средство обеспечения наиболее важных условий транзитных перевозок. На провоз грузов такими поездами устанавливаются конкурентоспособные ставки провозных платежей, что, конечно же, привлекает потенциальных клиентов. Не менее важен для потребителей тот факт, что на весь путь следования по железным дорогам установлен единый тариф.
Но немногочисленные наработки и успехи железных дорог стран Содружества не означают решения узловых проблем отрасли. Выиграют ли железные дороги России и Белоруссии от объединения - неизвестно. Ведь ком существующих проблем при этом только увеличится. Вряд ли ситуация на железных дорогах объединившихся стран кардинально изменится в ближайшем будущем. Но время покажет, какими методами целесообразно использовать объединенные усилия для достижения реальных успехов.