АЗИАТСКИЙ финансовый кризис едва закончился, а мировой экономике грозит еще один большой срыв, который станет куда более опасным для здоровья глобальной экономической системы. И в этот раз причиной будут служить не перепуганные банкиры, бегущие с зарождающихся рынков, а кризис законности, который угрожает мировому торговому режиму.
Как продемонстрировали бунты вокруг провалившейся конференции преемницы ВТО - Международной организации торговли (MОТ) в Сиэтле, определенная коалиция трудовых, экологических и правовых адвокатов намерена саботировать МОТ, институционное воплощение глобальной торговли. МОТ испытывает трудности и в развивающихся странах, которые противятся чужеродным правилам, не приносящим им выгоды. Бездна, отделяющая эти группы от интересов крупных политиков Америки и ЕС, разрастается, дестабилизируя мировую экономику.
Все стороны согласны, что стабильность международной экономики строится на системе общих правил. Оспаривается природа этих правил. Оппоненты либерализации торговли нападают на засекреченность и недемократичность МОТ и влияние корпоративных интересов на создание этих правил. Они наблюдают торговую систему, которая отдает бизнесу приоритеты над трудом, над окружающей средой, безопасностью потребителя. Развивающиеся страны жалуются на ограничения, наложенные на их экспорт (одежда, сельхозпродукты, трудовые услуги), и боятся, что новые требования, с которыми они сталкиваются в области защиты труда и окружающей среды, созданы для подрыва их конкурентоспособности.
Поиски выхода из этого кризиса требуют определения ясных принципов для торгового регулирования. Вот пять принципов, с которыми должны согласиться все и которые позволят нам двигаться дальше.
Торговля - это средство, а не цель. Адвокаты глобализации читают бесконечные лекции об изменениях в политике и институтах, которые должны сделать страны, чтобы расширить свою международную торговлю и стать более привлекательными для инвесторов. Такой взгляд на вещи путает средство с целью. Торговля служит наилучшим образом как инструмент для достижения целей, поставленных перед обществом: процветания, стабильности, свободы и улучшения качества жизни. Ничто так не приводит противников МОТ в ярость, как подозрение в том, что, когда обстоятельства того требуют, МОТ позволяет торговле попирать окружающую среду или права человека. Развивающиеся страны должны сопротивляться системе, которая оценивает их потребности с точки зрения расширения мировой торговли, а не борьбы с бедностью.
Переориентация наших приоритетов имеет огромный смысл. Вместо того чтобы спрашивать, какая многосторонняя торговая система может расширить международную торговлю и возможности для инвестиций, мы должны спросить, какая многосторонняя система наилучшим образом позволит странам сохранять их собственные ценности и цели развития.
Торговые правила должны оставлять место для разнообразия национальных институтов и стандартов. Не существует одного рецепта для экономического продвижения. Когда одни страны используют торговлю, чтобы навязать другим странам свои институционные предпочтения, результатом становится эрозия законности торговли. Торговые правила должны быть нацелены на мирное сосуществование различных национальных путей развития, а не на установление гармонии.
Недемократические страны не могут рассчитывать на торговые привилегии, которыми пользуются демократические. Национальные стандарты, происходящие из стандартов торгового партнерства, а значит, предоставляющие торговые преимущества, законны только в том случае, когда они основаны на свободном выборе жителей. Возьмите пример трудовых и экологических стандартов. Бедные страны утверждают, что они не могут позволить себе установление таких строгих стандартов, как у богатых стран. Жесткие стандарты эмиссии или законодательство против использования детского труда могут выстрелить рикошетом и привести к уменьшению рабочих мест и большей бедности. Такие демократические страны, как Индия, могут указать на то, что их внутренняя практика отвечает желаниям их населения.
Недемократические страны, такие, как Китай, не проходят подобного prima facie теста. Утверждения, что трудовые права и окружающая среда попираются ради выгоды меньшинства, не могут быть так просто "прощены" для этих стран. Следовательно, экспорт недемократических стран заслуживает большего международного контроля, особенно когда он влечет за собой дорогостоящие перемены в других странах.
Страны имеют право защищать свои социальные программы и институты. Оппоненты глобализации утверждают, что торговля дает начало "гонки ко дну", когда нации скатываются к самым низким уровням защиты окружающей среды, труда и потребителя. Другие отвечают, что не существует серьезных доказательств того, что торговля подрывает национальные стандарты. Единственный способ пробиться через эту трясину - дать возможность таким странам поддерживать свои национальные стандарты в этих сферах путем ограничения связей с глобальным рынком, если торговля подрывает внутренние программы, которые получили широкую поддержку.
Пример: страны могут требовать временной защиты от импорта из страны со слабо выраженным трудовым законодательством, если этот импорт ухудшает трудовые условия внутри этих стран. МОТ уже разработала систему защиты компаний от повышения уровня импорта. Применение этого принципа к стандартам по защите окружающей среды, труда или потребителя с должными предосторожностями против злоупотреблений может сделать мировую торговую систему более стойкой к импровизированному протекционизму.
Никто не имеет права навязывать другим свои институционные предпочтения. Использование торговых правил с целью поддержания определенных ценностей должно быть четко отделено от их использования для навязывания ценностей. Торговые правила не должны заставлять американцев есть креветок, пойманных методами, неприемлемыми для американцев; но и США не должны использовать торговые санкции для изменения способов рыболовства в другой стране. Жители богатых стран, обеспокоенные состоянием окружающей среды или трудовыми условиями в развивающихся странах, могут практиковать свое влияние гораздо эффективнее, используя другие каналы, отличные от торговой дипломатии и иностранной помощи. Торговые санкции должны применяться только против недемократических стран.
Это простые правила, доступные для понимания избирателей, запутавшихся в лабиринте торговых законодательств. Правильно выбранный курс поможет улучшению торгового законодательства и даст возможность мировой экономике почувствовать себя гораздо увереннее.
Copyright: Project Syndicate, December 1999.