ИДЕЯ реорганизации "Газпрома", уже больше года неотступно преследующая газового монополиста, может быть фактически реализована уже в ближайшее время. Это однозначно дал понять на своей последней пресс-конференции председатель правления компании Рем Вяхирев. Каким именно образом будет реструктурирован газовый гигант, вслух пока не говорится - идут дискуссии и переговоры. Рем Вяхирев предложил журналистам подождать еще полгода. Однако кое-что понятно уже сейчас.
Первое, что уже фактически предопределено, - уход из существующей ныне компании Рема Вяхирева. О своем намерении покинуть "Газпром" через год он заявлял еще летом. Кстати, тогда же был назван и предполагаемый преемник - член правления компании Вячеслав Шеремет. Намерения председателя правления компании покинуть свой пост подтверждают и его последние высказывания типа "дело идет к концу трудовой деятельности". Не исключено, что уход газового короля с поста руководителя естественной монополии может состояться уже на следующем собрании акционеров. Важно также отметить фразу Вяхирева о том, что уже сегодня идет работа по созданию некой структуры, которая позволит нынешнему топ-менеджменту компании выбирать будущее место работы.
Другая неоспоримая вещь - взаимосвязанность внешнеэкономического бизнеса и внутрироссийских обязательств "Газпрома". Последним и наиболее ярким тому примером стал спор между газовиками и энергетиками, вызванный намерением "Газпрома" с 2000 г. сократить поставки голубого топлива электростанциям РАО "ЕЭС России" на 10%. Энергетики поспешили заявить о невозможности подобной акции, поскольку потребление газа в энергобалансе РАО составляет более 60%. Интересно, что заключение контракта с Туркменией на поставку 20 млрд. кубометров газа, кстати, не на максимально выгодных для России условиях, произошло как раз в тот момент, когда правительство России решило спор в пользу энергетиков.
Однако, похоже, представители "Газпрома" сделают все для пересмотра результатов спора с РАО "ЕЭС России". По словам члена правления компании Юрия Комарова, на сегодняшний день РАО оплачивает лишь немногим более 20% потребляемого газа "живыми" деньгами. Некоторые станции, сжигающие значительное количество газа, работают на экспорт. Подобный механизм продажи электроэнергии иногда, по мнению представителя "Газпрома", по откровенно демпинговым ценам сокращает доходы от поставок российского газа на внешние рынки как самой компании, так и всего государства.
И, наконец, последний не вызывающий сомнений факт - слова Вяхирева о том, что реорганизацию "Газпрома" "надо продолжать и подвести к логическому концу". Показательно в этом смысле его замечание: тяжелее, чем сейчас, имеется в виду экономическое положение компании, "не было даже в войну". Из "Газпрома" должен быть выделен "весь мусор", после чего, как предполагается, он может стать крепкой работоспособной структурой.
Видимо, именно это последнее и является сейчас главным предметом обсуждения топ-менеджмента "Газпрома" и руководителей государства. Источники "НГ" утверждают, что около месяца назад в Министерство по антимонопольной политике поступило письмо из администрации президента. Причем, как сообщили в пресс-службе МАПа, по официальным каналам оно зарегистрировано не было. В документе министерству предлагается направить своего представителя в совет директоров пока еще не существующей компании "Росгаз". МАП, в свою очередь, направило запрос в администрацию президента с просьбой разъяснить, за счет чего, каким образом и в каких целях подобная компания может быть создана. Ответа министерство не получило до сих пор.
Другой источник "НГ" утверждает, что соответствующие шаги делаются и со стороны "Газпрома". Утверждается, что один из вариантов реорганизации компании предполагает выделение из нее двух юридически независимых структур - обе с собственной добычей, транспортировкой и рынками сбыта. Разница - в последнем. Одна компания, которая вполне может называться и "Росгазом", должна обеспечивать голубым топливом российских потребителей, другая - структура, аналогичная "Газэкспорту", - работать по внешним контрактам.
Что может повлечь за собой реализация этого варианта, догадаться несложно. С одной стороны, наличие автономной ресурсной базы избавит возможный аналог "Газэкспорта" от необходимости получать за свою продукцию неликвидный бартер или же не получать ничего вовсе. Очевидно, что это будет супербогатая и в определенной степени политически и экономически более независимая от российских властей компания, нежели нынешний "Газпром".
С другой стороны, потенциальный "Росгаз" столкнется с вопросами топливоснабжения слабоперспективного с финансовой точки зрения отечественного рынка. При этом, если, по оценкам экспертов "Газпрома", разведанных ресурсов голубого топлива хватит лет на 80, то мало кто знает, как долго сможет использовать свой газ собственно Россия, без учета потребностей импортеров.
Какими бы абсурдными на первый взгляд ни выглядели подобные предположения, определенные основания для них все-таки есть. Во время резкого ухудшения отношений России с западными кредиторами и в связи с очевидной необходимостью в экстренном порядке искать источники пополнения федерального бюджета выделенная из "Газпрома" самостоятельная экспортная компания во многом способна решить эти задачи. Тем более что в распоряжении государства всегда есть такой эффективный механизм пополнения доходов, как экспортные пошлины. Правда, при этом государству придется тратить значительную часть получаемой таким образом прибыли на поддержание жизнеспособности российского топливного рынка. Как бы то ни было, но уже в ближайшие месяцы станет понятно, насколько все эти сведения соответствуют действительности и не было ли их появление пробным шаром экономистов от политики.