Выборы в нижнюю палату парламента принесли не только сенсационные результаты с точки зрения противостояния различных политических сил, но и весьма интересную информацию для отечественной экономики. Пожалуй, впервые за всю историю возобновленных рыночных отношений в России руководители отечественного ТЭКа, которым, видимо, надоело оплачивать последствия экономических коллапсов, неудачи финансовой дипломатии и ошибки реформаторов, осознали, что ежегодное пополнение российского бюджета почти на 40% дает им право претендовать на более серьезное участие в политике государства.
В результате, в Госдуму устремились более 80 представителей нефтегазовых компаний, угольщиков и энергетиков. В их числе значились президент региональной компании ОНАКО Рэм Храмов, один из руководителей "Сибнефти" Роман Абрамович, экс-президенты "Транснефти" и "Славнефти" Дмитрий Савельев и Василий Дума, председатель совета директоров "Газпрома" Виктор Черномырдин, экс-министр топлива и энергетики Сергей Генералов, а также 4 представителя ЮКОСа, 2 - "ЛУКОЙЛа" и ТНК, по одному от "Сургутнефтегаза", "Славнефти" и "Роснефти".
И хотя для некоторых из них Дума стала своего рода почетной отставкой, большинство нефтяников видят в нижней палате парламента широкое поле цивилизованного отраслевого лоббизма. Учитывая, что в Госдуму второго созыва не попало ни одного представителя нефтяных компаний, такое усиление нефтяного лобби может существенно изменить соотношение сил не только в экономике, но и в политике государства.
До сих пор удачи кадровых лоббистов компаний были на редкость скромны. Им не удалось ни реформировать систему налогообложения, ни провести приемлемые для себя бюджетные показатели, ни заблокировать решение об увеличении правительством экспортной пошлины на нефть до 15 евро за тонну и на газ до 5 евро. Рамочный закон по соглашению о разделе продукции, принятый еще в 1993 г., по признанию самих нефтяников, реально действует лишь по двум сахалинским проектам.
Одной из главных проблем лоббистов "от скважины", кстати, по их собственному признанию, была чрезвычайная пестрота целей. Зачастую их задачей было не столько пробивание собственного закона, сколько блокирование инициатив конкурентов. Во многом это было связано с отсутствием в нижней палате парламента единого центра по выработке и принятию соответствующих решений.
Комитет по промышленности, строительству транспорту и энергетике в рамках с подкомитетами по топливным ресурсам, энергетике, а также комиссия по СРП вряд ли мог ли в полной мере претендовать на эту роль. Возглавлявший этот комитет депутат ЛДПР Владимир Гусев, в значительной степени далекий от проблем ТЭКа, по мнению отдельных нефтяников отличался и несколько далекой от законотворчества амбициозностью. Другим ставшим уже по настоящему декоративным атрибутом сырьевого лоббизма был Союз нефтегазопромышленников, возглавляемый Владимиром Медведевым, который, кстати, оказался в комитете по делам общественно-религиозных организаций.
Теперь у нефтяных и газовых генералов есть все шансы исправиться. Еще неделю назад нефтяная Москва всерьез обсуждала идею создания в новой Думе самостоятельного комитета по топливу и энергетике. По некоторым сведениям, его руководителем может стать глава подкомитета прошлой Думы по топливным ресурсам Валерий Язев, которого поддерживают "Газпром", "ЛУКОЙЛ", а также отчасти ЮКОС.
Не исключено, что одной из главных задач, с которыми придется столкнуться новому комитету станет законопроект о магистральных нефтепроводах, первое чтение которого состоялось еще в сентябре. Как следует из текста предложенных поправок, частные компании не намерены мириться с тарифной монополией государства, запретом на продажу федеральной нефтесобственности, а также преобладающей ролью госорганов в управлении системой нефепроводов.
Более того уже сейчас очевидно, что в следующем году нефтяным компаниям придется всерьез побороться с государством за прибыльность собственных бюджетов. К примеру, с 1 января 2000 г. может возобновиться практика отключения неплательщиков от экспортной трубы, а также подорожание транспортировки нефти внутри страны - в зависимости от направления от 29 до 44%. Так что в ближайшем будущем нефтяники могут оказаться перед выбором: или объединяться, или по-прежнему в ущерб себе заполнять возрастающие с каждым месяцем пробелы российского бюджета.