ВСТУПИВШЕЕ вчера в силу распоряжение правительства о повышении экспортных пошлин на нефть до 15 евро за тонну в очередной раз напомнило общественности, за счет чего закрываются белые пятна бюджетного баланса. В следующем году, по словам первого вице-премьера Виктора Христенко, дополнительные доходы государственной казны за счет нефтедолларов пополнятся на 1,8 млрд. в рублевом эквиваленте. При этом собственно доходная часть бюджета составлялась из расчета пошлины в 10 евро за тонну.
Представители нефтяных компаний от родившегося в финансово-промышленных кулуарах правительства постановления явно не в восторге. К примеру, в ЮКОСе считают, что экспортные пошлины стали уже не столько экономическим, сколько политическим механизмом выбивания из компаний прибыли, которая могла бы быть инвестирована в производство. А по прогнозам "ЛУКОЙЛа", в начале 2000 г. мировая цена на нефть может снизиться до 17 долл. за баррель, что, вероятно, приведет к снижению уровня добычи сырья в России до 250 млн. тонн.
Впрочем, поддерживающее решение правительства Минэкономики смотрит на конъюнктуру нефтяных цен более оптимистично, и в течение первого квартала 2000 г. их снижения не ожидается. А в дальнейшем правительство сможет вновь скорректировать экспортные отчисления в пользу государства. Как заявил корреспонденту "НГ" руководитель департамента цен Игорь Бодягин, повышение экспортных пошлин в 2 раза не должно отрицательно сказаться на прибылях компаний. Если в 1998 г. тонна нефти стоила 79 долл., то ее средний показатель в 1999 г. составляет 179 долл.
По мнению экспертов компании "АТОН", в среднем рентабельность трейдеров, работающих на экспорт, составляет 40% цены нефти, причем в холдинговой структуре процент рентабельности существенно выше. Так, даже при сохранении сегодняшнего уровня производства примерная экспортная выручка "ЛУКОЙЛа" в 2000 г. может составить порядка 4,5 млрд. долл. И это при том, что объем инвестиционной программы компании на следующий год предусматривает 1 млрд. долл., то есть почти в три раза выше уровня 1999 г.
Кстати, можно сказать, что "нефтяные генералы" отделались достаточно легко. По некоторым сведениям, на комиссии по защитным мерам в области внешней торговли, где обсуждался вопрос о величине пошлины, звучало как минимум три цифры. ГТК совместно с Минторгом предлагал минимально повысить экспортную дань - до 12,5 евро за тонну. Максимальный же вариант достигал 20-25 евро за тонну. И похоже, что сами нефтяники в коридорах своих компаний воспринимают пошлину в 15 евро как вполне приемлемый компромисс.
Строго говоря, новый уровень экспортных пошлин не является ни ограничительным, ни запретительным. Так, если сейчас стоимость российской нефти на мировых рынках достигает 26,7 долл. за баррель, то цена для отечественных потребителей редко превышает 18 долл. К примеру, по сведениям агентства "Интерфакс-АНИ", хотя в 1999 г. экспорт сырой нефти из России сократился на 1,5%, выручка компаний от поставок сырья за рубеж увеличилась в среднем на 23% по сравнению с 1998 г.
Немалый интерес у экспертов вызывают политический фон, а также последствия принятого правительством постановления. Примерно две недели назад пресс-службе Центральной топливной компании пришлось опровергать настойчивые слухи о том, что инициатором идеи повышения экспортной пошлины до 15 евро был председатель правления ЦТК Юрий Шафраник. Однако опровергнуть основания столь, казалось бы, парадоксальной версии несколько сложнее.
Собственно, дело здесь даже не столько в Шафранике, сколько в движении "Отечество", в котором Юрий Константинович является одним из главных идеологов нефтяной программы. По опыту прошлых выборов хорошо известно, что оппозиционные или неудобные Кремлю кандидаты в народные избранники отсекались от финансовых потоков нефтянки. Однако последнее время правительство все больше требует - повышение экспортных пошлин тому пример, - не предлагая взамен никаких льгот. Не исключено, что это могло бы немного изменить настроения "нефтяных генералов". Тем более что сама ЦТК, почти не имеющая собственной добычи, а тем более и экспорта, напрямую от повышения пошлин ничего не теряет.
Однако куда более серьезной является внешнеполитическая интрига. Решение о введении экспортных пошлин на нефть было принято в момент, когда стал очевидным кризис взаимоотношений России с международными финансовыми организациями. На днях страны - участницы Европейского союза заявили о намерении добиться блокирования кредитов для РФ по линии МВФ и Всемирного банка, чтобы добиться окончания войны в Чечне. Тогда же представители финансово-экономической элиты России впервые публично заговорили о возможности обойтись без финансирования МВФ, что, правда, потребует существенного ужесточения бюджетной политики.
Вполне возможно, что именно к этому правительство сейчас и готовится. Во всяком случае, последовательное прикрытие ЗАТО, отмена толлинговых льгот и повышение экспортных пошлин на нефть скорее подтверждают, чем опровергают это предположение. Правда, для самостоятельного обслуживания всего внешнего долга перечисленных мер будет явно не достаточно. Другими словами, правительству придется поискать источники финансирования и в других отраслях.