НА ДНЯХ на европейских фондовых рынках произошло событие, значение которого трудно переоценить. Курс евро по отношению к доллару упал ниже отметки 1:1. Правда, такое соотношение продержалось недолго, уже через несколько часов курс евро снова подрос. Однако, интересно, что европейская валюта, которой в момент ее появления на рынке прогнозировали значительный рост, преодолела определенный психологический рубеж, продолжив свое победоносное падение.
Падение это для экономик стран Западной Европы действительно победоносное, потому что оно способствует повышению конкурентоспособности европейских товаров на мировых рынках - при постепенном обесценении европейской валюты начинает срабатывать "эффект скрытой девальвации", в пользе которой Россия убедилась после прошлогоднего августовского кризиса. Мало кто сомневается, что за подобным поведением курса евро стоит не просто экономическая конъюнктура, но целенаправленная политика, проводимая финансовыми органами Евросоюза. Косвенно об этом свидетельствуют и заявления главы Европейского ЦБ, который не видит в происходящих на рынке процессах никаких причин для паники. Более того, в середине ноября европейцы даже повысили свои процентные ставки.
Однако нельзя сбрасывать со счетов общие процессы, происходящие в экономиках европейских стран и Соединенных Штатов. Как отмечает начальник аналитического отдела инвестиционной компании "Проспект Инвестментс" Александр Корчагин, "курсы валют обслуживают товарные потоки. Если мы посмотрим на темпы прироста экономики в США и в Европе, то увидим, что они сильно различаются. За Атлантикой они составляют, по данным за третий квартал, около 5,5%, а в ЕС - меньше 2%". Александр Корчагин полагает, что в среднесрочной перспективе эта динамика может претерпеть существенные изменения и повлиять на соотношение евро и доллара. Сейчас Федеральная резервная система США предпринимает различные шаги, чтобы снизить темпы прироста американской экономики, так как, по всем оценкам, она сильно перегрета. Так, в начале будущего года ФРС, судя по всему, пойдет на увеличение своей процентной ставки почти в два раза, что автоматически будет означать аналогичное увеличение кредитных ставок на рынке.
Если американцам удастся добиться того, что они планируют (напомним, в начале текущего года эксперты уже предрекали резкое снижение темпов роста американской экономики, но все получилось строго наоборот), а европейцы сумеют воспользоваться преимуществами низкого евро, то, вполне вероятно, валюта ЕС может снова пойти вверх. "В этом случае курс евро даже может превысить тот уровень, который существовал в начале его появления на рынке (1,18 евро за доллар)", - полагает Александр Корчагин.
Впрочем, дилер отдела межбанковских кредитов Пробизнесбанка Александр Ахмедов считает, что рост будет не столь значительным: максимум до 1,10 в течение полугода. По его мнению, в экономике Германии и Франции ("тягачей" всего Европейского союза), которые до недавнего времени находились в состоянии стагнации, начинают проявляться положительные тенденции. "Если эти тенденции подтвердятся, то евро начнет возвращаться на исходные позиции", - прокомментировал ситуацию Александр Ахмедов. По его мнению, пассивное отношение финансовых учреждений ЕС к нынешнему падению европейской валюты объясняется не столько стремлением повысить экспортную привлекательность европейских товаров, сколько тем, что колебания курса пока никак не отражаются на уровне цен в самих странах - членах "зоны евро". "Если внутренние цены начнут расти, и это будет связано с курсом евро, - считает эксперт, - то западные правительства, безусловно, предпримут все, чтобы не допустить их дальнейшего повышения. В этом случае они будут играть на повышение котировок европейской валюты".
При этом понятно, что низкий курс евро имеет для тех же американцев двоякое значение. Он не только усложняет конкуренцию их товаров с европейскими, но в определенной степени играет американцам на руку. Дело в том, что одно из основных опасений, которое высказывалось в Соединенных Штатах в связи в появлением евро, заключалось в том, что в мире может появиться конкурент доллару, гораздо более сильный, чем даже немецкая марка, поскольку за ним стоит не только германская экономика, а совокупный потенциал всех западноевропейских стран. Однако пока евро падает, маловероятно, что ему удастся потеснить доллар в качестве мировой валюты.