СЕДЬМОГО декабря правительственная комиссия по оперативным вопросам должна поставить точку в споре о том, сохранится в России толлинг или нет. И чем ближе дата заседания комиссии, тем выше напряжение между его сторонниками и противниками.
Напомним, что толлинг (или переработка давальческого сырья) - это система, при которой предприятие работает по заказу фирмы-нерезидента, не являясь собственником ни сырья, ни конечного продукта. Собственником является фирма, поставляющая сырье. Она берет на себя все расходы по доставке сырья на предприятие и по вывозу конечной продукции, соответственно оплачивая заводу лишь услуги по переработке. Различают два вида толлинга - внешний (когда сырье ввозится из-за границы) и внутренний (когда перерабатывается отечественное сырье).
Толлинг был введен в середине 90-х годов как временная мера, призванная поддержать угасающую алюминиевую промышленность, потерявшую после распада Союза и сырьевую базу, и финансовые ресурсы. Цель эта к настоящему моменту более чем достигнута - алюминиевая отрасль сегодня является едва ли не самой процветающей. Однако вопрос о том, настала ли пора отменять режим толлинга, до сих пор не находил однозначного ответа.
Говорить о том, что состав участников противостоящих лагерей к настоящему времени окончательно определился, пока рано. Даже реализация планов главного оппонента толлинговых схем - компании "Сибирский алюминий" - ограничена весьма серьезными препятствиями, при учете которых отмена толлинга представляется непростым делом. Не случайно 11 ноября текущего года "Сибирский алюминий" отправил на имя первого заместителя министра экономики г-на Свинаренко письмо, в котором ОАО "ОКСА" просит внести целый ряд изменений в налоговое и таможенное законодательство в обмен на отказ от проведения толлинговых операций в 2000 году. Среди прочего ОКСА просит отменить импортную пошлину на глинозем, экспортную пошлину на алюминий, разрешить зарегистрировать компанию-нерезидент для самостоятельного ведения торговых операций на мировом рынке, как можно быстрее возвращать экспортный НДС, а также позволить открыть счета в западном банке.
Такие требования, по мнению большинства экспертов, вполне справедливы и доказывают, что безусловная отмена толлинга пока невозможна. Впрочем, эти предположения экспертов несколько не стыкуются с публичным заявлениям руководства компании об отказе от толлинга. Как полагают эксперты, в случае, если государство не пойдет на выполнение всех условий, выдвинутых "Сибирским алюминием" государству (поскольку, по их оценке, пока это практически невозможно), компания из стана громких противников будет вынуждена перейти на сторону сторонников толлинга. Причем, если государство ответит отказом на требования "Сибирского алюминия", что весьма вероятно, то этого можно ожидать уже в ближайшие дни. Таким образом, с кем же к 7 декабря - дате проведения заседания Комиссии по оперативным вопросам - окажется крупнейший производитель алюминия - ОКСА, несмотря на заявленную однозначную позицию, пока неясно.
Не остались в стороне от спора вокруг толлинга и чиновники заинтересованных министерств, а также ряд крупных политиков и региональных лидеров. Губернаторы Мурманской, Свердловской, Иркутской, Ленинградской, Волгоградской и Челябинской областей, а также глава администрации Республики Коми подписали обращение к премьер-министру Владимиру Путину с просьбой о продлении режима толлинга.
Свои предложения есть у Минфина. Министерство предлагает, не отменяя толлинга, "прекратить действие противозаконных налоговых льгот при осуществлении внутреннего толлинга с одновременной заменой режима "переработка товаров под таможенным контролем" на режим "переработка товаров на таможенной территории" при осуществлении внешнего толлинга. Кстати, именно идеей гипотетического увеличения поступлений в бюджет в случае отмены толлинга руководствуется Министерство по налогам и сборам РФ. Главный налоговик Александр Починок не раз обещал собрать с толлингеров причитающиеся деньги. Однако не все так просто, и уже сейчас ясно, что простая отмена режима толлинга если и отразится, то весьма слабо на бюджетных поступлениях, - простое замещение толлинговых схем на экспортно-импортные операции в нынешней экономической ситуации и в условиях негативного отношения западных банкиров к российскому бизнесу может отрицательно сказаться на положении в отечественной алюминиевой промышленности.
На первый взгляд, отмена налоговых льгот как для внутренних, так и для внешних толлинговых операций, без отмены самого толлинга, могла бы стать основой для соглашения между сторонниками полного запрета и теми, кто выступает за сохранение нынешнего положения. Однако здесь появляется весьма серьезная проблема. По существующему законодательству НДС возмещается из федерального бюджета налогоплательщикам-экспортерам. То есть уйти от налога российские толлингеры все равно смогут, но лишь в случае вывоза алюминия за границу. Более того, как утверждают сами представители Министерства финансов, в случае постановки иностранных организаций на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков "они получают право на возмещение сумм НДС, уплаченных ими российским поставщикам за сырье и другие материальные ресурсы (работы, услуги) производственного назначения". То есть государство дополнительных налоговых сборов так или иначе не увидит - ни от своих, ни от западных толлингеров.
Мало того, как полагают эксперты, алюминий, который и без того сегодня почти полностью вывозится из страны, на нужды отечественной промышленности больше не пойдет вообще. Это просто будет невыгодно. Что в этой ситуации делать оборонной промышленности, авиастроению и другим отраслям, которые не могут обойтись без "крылатого металла", не совсем понятно.
Например, нельзя забывать о чрезвычайно низком качестве отечественного сырья, а также в том, что объемы добычи бокситов - одного из источников получения алюминия - в нашей стране недостаточны для обеспечения полной загрузки мощностей перерабатывающей отрасли. Российская алюминиевая промышленность может производить 3,1 млн. тонн "крылатого металла" в год, для чего требуется примерно 6 млн. тонн глинозема. Однако в настоящее время в России производится лишь 2,4 млн. тонн. Введение в нашей стране внешнего толлинга позволило за счет зарубежного сырья полностью загрузить мощности глиноземных заводов. Однако включение глинозема в перечень товаров, разрешенных к ввозу на территорию Российской Федерации с использованием таможенного режима "переработка под таможенным контролем" (внешний толлинг) изначально делает цену импортного глинозема ниже цены отечественного. Если учесть, что наши бокситы значительно уступают зарубежным по качеству, да и сама добыча их обходится дороже (во всем мире практикуется открытый способ добычи бокситов, тогда как в России сырье для производства алюминия иногда добывают на глубине до 900 метров), то становится очевидным - налоговые льготы зарубежным поставщикам могли просто погубить в России добывающую отрасль. Поэтому "для относительного выравнивания условий поставок отечественного и зарубежного сырья была создана система внутреннего толлинга". В результате ее введения к 1998 году производство глинозема на российских предприятиях выросло на 25% и составило 2465,4 тыс. тонн (в 1994 году производилось всего 1968,5 тыс. тонн).
Как бы то ни было, срок действия постановления правительства, разрешающего толлинговые операции, истекает в конце 1999 года, и во вторник правительственной комиссии по оперативным вопросам в любом случае придется принять то или иное решение. Как полагают эксперты, вопрос будет решен положительно, поскольку Министерство экономики уже рекомендовало сохранить толлинг, правда, сократив его долю на 25%.