Восстановить былые объемы пассажирских перевозок вряд ли удастся. Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото) |
ПОИСТИНЕ подарком к предстоящим праздникам стало заявление руководителя департамента пассажирских сообщений МПС Валерия Шатаева о введении дополнительных льгот на проезд в международных пассажирских поездах. Весьма примечательно, что достаточно точно определена возрастная категория россиян, на которую распространятся льготы. Это, конечно же, порадует многих, ведь в преддверии праздников на отдых за рубеж устремятся многие россияне. И возможно, что предлагаемые льготы привлекут на этот вид транспорта не менее половины выезжающих за границу. Скидки же на поезда, следующие по международным маршрутам, получат не только пассажиры до 26 лет, но и те, кому за 60. Проявив заботу о сравнительно бедной части общества, МПС не оставило без внимания и семейные группы, на которые распространяются самые значительные скидки. Стоимость проезда до многих европейских столиц снижена почти в 2 раза. Ну а те, кто не попадает во все перечисленные категории, потому что, как правило, когда собираешься в поездку, оказывается, что льготы проходят где-то рядом, могут все же не расстраиваться: и для пассажира-одиночки на этот раз предусмотрены скидки. Они действуют при покупке билета в оба конца.
На фоне всеобщего повышения цен заявление о скидках прозвучало как сенсационное, но все же выглядит несколько нелогично. Ведь рост железнодорожных тарифов, который произошел 1 ноября после почти двухгодичной паузы, наводил на мысль о том, что повышение цен в отрасли неизбежно. Цены на услуги и товары, используемые Министерством путей сообщения, постоянно повышаются, и недавнее 10-процентное увеличение тарифов на проезд в поездах дальнего следования лишь положило начало процессу, в ходе которого тарифы, вероятнее всего, обгонят инфляцию. Впрочем, понятно, что даже повышение тарифов ничуть не изменило ситуацию с кредитованием государства Министерством путей сообщения. Прошедшее повышение тарифов, по прогнозам МПС, даст отрасли всего около 500 млн. руб. Но если бы эта индексация не проводилась, то уже сегодня на линии не было бы четверти вагонов. Индексировать тарифы на пассажирские перевозки, по мнению специалистов МПС, необходимо по крайней мере в 2 раза, а пригородные - не менее чем в 5 раз. Статистика показывает, что доход от продажи билетов покрывает расходы МПС в целом лишь на 58%, а в пригородных перевозках- только на 22%.
Понятно и то, что вагонный парк, локомотивное и дорожное хозяйство необходимо поддерживать хотя бы в удовлетворительном состоянии. Тем не менее печально констатировать тот факт, что с каждым годом износ основных фондов железнодорожного транспорта не только не уменьшается, но, как правило, увеличивается. Уже сейчас он составляет более 50%. Но безопасность пассажиров и скорость движения поездов зависят в основном от состояния рельсового пути, износ которого тоже не мал и уже достиг 60%. Помимо этого в следующем году предстоит замена свыше 40% парка пассажирских электровозов.
Продолжающаяся в стране инфляция, естественно, не может не оказывать негативного влияния на рост перевозочных затрат. По прогнозу специалистов МПС, в текущем году они возрастут в 1,5 раза, а в 2000 г. - в 1,9 - 2,1 раза по сравнению с 1998 г. В структуре железнодорожных перевозок эти затраты составляют немалую часть. Только на электроэнергию заложено около 8%, на дизельное топливо - 5%, амортизационные отчисления - 18%, на ремонтные затраты приходится всего около 16%, материальные затраты - 8% и на заработную плату - не более 30%. Все остальные затраты приходятся на долю всевозможных налогов. Естественно, что окупаемость железнодорожных перевозок при таком раскладе затрат составляет менее 50%. Но надеяться железнодорожникам, кроме себя, не на кого. Поддержка из бюджета если и будет, то все равно малозначительная.
Но сегодня у российских железных дорог все же есть, конечно, кредитор - Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Но величина иностранных инвестиций в отрасль не столь велика - 100 млн. долл. Это капля в море при том, что на инвестиционную программу МПС необходимо 22 млрд. долл. Несмотря на столь внушительную сумму инвестиций, ставка все же делается на будущую экономию и возможность осуществления более гибкой тарифной политики.
Политика МПС в области цен, которая обсуждалась на прошедшей тарифной конференции, вероятнее всего, будет одним из важнейших вопросов для отрасли и в будущем году. Но вполне закономерно и то, что при постоянном повышении тарифов вероятность потери клиентуры значительно увеличится. Хотя чиновники МПС не прогнозируют спада пассажиропотока, даже несмотря на то, что любое повышение цен вызывает негативную реакцию населения. Возможно, этого и не произойдет, потому что пока в нашей стране единственно доступным по цене транспортом для многочисленных обедневших слоев населения остается железная дорога. И альтернативы ей нет.