Драга - корабль золотых россыпей. |
ЕСЛИ БЫ Остап Бендер жил в наши дни, он вряд ли стал бы скупать золото для благополучного вывоза своего капитала в Рио-де-Жанейро. Экспорт золота - крайне трудоемкое и затратное занятие. Особенно сейчас, после того как российское правительство, озабоченное получением дополнительных доходов в бюджет, ввело 5-процентные пошлины на экспорт драгоценных металлов. Пошлины были введены с 1 мая 1999 г. сроком на 6 месяцев. В конце октября срок действия пошлин был продлен еще на полгода; судя по проектировкам бюджета-2000, они вряд ли будут отменены и в мае 2000 г. А это значит, что импульс, который могла бы получить стагнирующая отечественная золотодобыча благодаря резкому росту мировых цен на золото, окажется невелик и дальнейшие ее перспективы по-прежнему останутся под вопросом.
Надо сказать, что в последние 3-4 года к проблемам отечественной золотой отрасли, имеющим внутреннюю природу (отсутствие оборотных средств, низкий уровень инвестиций и др.), добавились и проблемы внешние. С начала 1996 г. мировые цены на золото снижаются: с 400 долл. за тройскую унцию они опустились до 250-300 долл. - то есть более чем на 25%. Главная причина падения цен - завоевывающая все большее число сторонников точка зрения о том, что в современной мировой финансовой системе нет места для золота как "резерва последней инстанции". Особенно явно эта точка зрения проявила себя в начале 1999 г., когда о планах продажи значительной части своих золотовалютных резервов заявили несколько европейских стран, а также МВФ. В этот момент мировые цены на золото провалились ниже своего 20-летнего минимума.
Принято считать, что основной причиной снижения цен оказались продажи золота Великобританией. В отличие от других продавцов золота, лишь объявлявших о своих намерениях, англичане действовали решительно и провели летом - осенью 1999 г. два аукциона, на которых реализовали 50 тонн золота (7-8% своих золотых запасов). Однако то, что продано, - капля в море в сравнении с тем количеством золота, которое планировалось реализовать: одна только Швейцария за несколько ближайших лет намеревалась продать свыше 1000 тонн золота. Немало золота собирался реализовать и МВФ - в рамках программы оказания помощи беднейшим странам мира. Однако осознав, что реализация таких планов приведет к полной дискредитации золота, Европа решительно изменила тактику: 26 сентября 15 европейских центробанков приняли согласованное заявление о том, что в ближайшие 5 лет их совместная годовая квота на продажу золота не превысит 400 тонн. Отказался от реализации золота и МВФ, который вместо этого принял решение переоценить стоимость своих золотых запасов.
Все эти действия привели к беспрецедентно быстрому росту золотых цен: если в середине сентября золото стоило 255 долл./унция, то к 1 октября - уже 320 долл./унция. Затем, впрочем, наступил естественный откат - к концу октября золото вновь стало стоить около 300 долл./унция. Эксперты считают, что нынешний уровень цен является более или менее равновесным: именно на этом уровне держались золотые цены в течение всего 1998 г. Разумеется, может оказаться, что решения о квотировании продаж европейскими центробанками будет нарушено и золото вновь начнет дешеветь. Однако возможно и обратное: например, ожидаемое аналитиками укрепление европейских валют относительно доллара США с высокой степенью вероятности будет сопровождаться ростом долларовых цен на золото. Опыт прошлых лет показывает, что изменения цен доллара и золота явно находятся в противофазе. Кроме того, повышению цен на золото может способствовать рост мировой роли крупнейших азиатских стран (Китая, Индии), склонность которых к поддержанию значительных запасов золота и других драгоценных металлов традиционно выше, чем в Европе и США.
Вернемся теперь на родную землю и попробуем оценить, каковы нынешние перспективы российской золотой отрасли. В настоящее время доля этой отрасли в совокупном ВВП страны не слишком велика: так, объем продукции в 1998 г. - 12,7 млрд. руб. (менее полпроцента ВВП). По данным Союза золотопромышленников, за 1998 г. добыто всего 105 тонн золота - на 10 тонн меньше, чем в 1997 г. Оценка объемов золотодобычи в текущем году (около 110 тонн) позволяет в лучшем случае говорить об их стабилизации. Не радует и прогноз на ближайшие годы: по данным Минэкономики и Министерства природных ресурсов, 50-60% отечественной золотодобычи приходится на россыпные месторождения, разработка которых ведется множеством мелких артелей. Эти месторождения быстро истощаются и способны функционировать еще максимум 5-10 лет. А рудные месторождения, в которых содержится до 80% разведанного золота, требуют больших капиталовложений, невозможных без госпрограммы поддержки отрасли. Но пока о необходимости подготовки такой программы говорят только сами золотопромышленники: государство же, видимо, еще не уверено в том, стоит ли ожидать от инвестиций в золотую отрасль какой-либо отдачи.
Отдача может быть либо в том случае, если в ближайшее время проявится уверенный рост внутреннего спроса на золото, либо в случае, если золото будет по-прежнему выгодно продавать за границу. Внутренний спрос, по всей видимости, может сильно увеличиться, если золото будет выгодно приобретать населению. Ведь золото так же, как и доллары, может обезопасить сбережения от внутренних кризисов, сопровождаемых девальвацией. Однако покупка и продажа золотых слитков затруднена особенностями налогообложения. В настоящее время операции физических лиц с золотом облагаются НДС в размере 20%, который должны собирать банки. Сравните с аналогичным налогом в 1%, взимаемым за соответствующие валютные операции┘ Надо сказать, что изменения в налоговых ставках готовятся: недавно МНС сообщало о подготовке проекта замены НДС на 1-процентный налог с продаж, аналогичный валютному налогу. Если эти изменения будут приняты, то некоторая часть валютных сбережений населения будет переведена в золото. А ведь, по различным оценкам, эти сбережения составляют десятки миллиардов долларов. Если это так, то попытка населения обменять даже 10% имеющихся долларов на золото потребует несколько сот тонн желтого металла, то есть загрузит золотую промышленность России на многие годы вперед, создавая базу для того, чтобы эта промышленность реализовала свой потенциал. Ведь эксперты утверждают, что в стране может добываться до 400 тонн золота в год. Будучи по разведанным запасам золота на третьем месте в мире, Россия занимает лишь шестое место по объемам добычи.
Возможно, ожидания роста внутреннего спроса и сдерживают власти в деле либерализации золотого экспорта. Пошлины, введенные в мае 1999 г., привели к тому, что банки практически полностью прекратили экспорт золота. Дело в том, что им стало выгоднее продавать золото Банку России, который ежедневно выставляет твердые котировки на покупку золота и других драгоценных металлов. Эти котировки до начала октября были всего на 2% ниже цен Лондонской биржи. Разумеется, банки, авансировавшие золотодобычу и затем приобретавшие золото у артелей, предпочитали потерю двух процентов (маржа ЦБ) потере пяти (пошлина). В октябре ситуация изменилась: ЦБ, который также прекратил экспорт золота из-за пошлин, повысил маржу до 5,5%, и прямой экспорт золота вновь стал для коммерческих банков выгоднее, чем продажа Банку России. По всей видимости, ответ банков зависит от того, как будет развиваться ситуация на мировом рынке золота. Но так или иначе, в следующем году Банк России планирует возобновить экспорт золота, объявляя о готовности скупить весь объем отечественной золотодобычи. Таким образом, денежные власти намерены оставаться в числе ключевых игроков на рынке золота - рынке, где в скором времени может произойти еще немало любопытных вещей.