ПОХОЖЕ, Москва все еще не теряет надежды хотя бы частично приобщиться к сырьевым потокам "большой" азербайджанской нефти. Несмотря на политический провал российской дипломатии на последних межправительственных переговорах в Баку, в ходе которых предполагалось убедить Азербайджан в нецелесообразности строительства основного экспортного трубопровода на Джейхан, чиновники Минтопэнерго считают, что неудачи носят лишь поверхностный характер.
Как предположил на прошедшей на днях пресс-конференции заместитель министра топлива и энергетики Владимир Станев, подписание документов по проекту Баку-Тбилиси-Джейхан, намеченное на 18-19 ноября в ходе стамбульского саммита ОБСЕ, будет однозначно политическим актом. Дело в том, что вследствие санкций, наложенных на большую часть экспорта иракской нефти, на сегодняшний день нефтеналивной терминал в турецком Джейхане фактически не загружается. Таким образом, по мнению Владимира Станева, западные страны, в первую очередь, конечно же, США, несут определенную ответственность за экономические убытки своего стратегического союзника, что, вероятно, является не последней причиной в форсировании трубопроводных событий.
Вообще, сейчас практически ни у кого не вызывает сомнения, что "южный" проект основного транспортного нефтепровода экономически себя не оправдывает. Для строительства почти 1500-километровой трубы, пропускной способностью 67 млн. тонн предполагается затратить 2,5 млрд. долл. И это при том, что к настоящему моменту экспортный потенциал Азербайджана едва достигает 10% названного объема. Реально же строительство может начаться при гарантии 70% поставок.
Но даже если это условие будет соблюдено, транзит сырья обойдется компаниям значительно выше 25 долл. за тонну. Для сравнения, на транспортировку тонны нефти по магистрали Баку-Новороссийск сейчас тратится 15,67 долл. Сложнее обстоит дело с веткой на Супсу. По подсчетам представителей российского Минтопэнерго, если участники азербайджанского международного операционного консорциума (АМОК) при нынешних объемах прокачки намерены окупить свои трубопроводные затраты за 5 лет, то тариф должен составлять 50 долл. за тонну, за 7 лет - 34, а за 10 - 24 долл. При этом не следует забывать, что западный трубопровод является лишь составной частью проекта по реализации так называемого проекта века, предполагающего разработку трех азербайджанских месторождений: Азери, Чираг и глубоководной части Гюнешли. Это говорит о том, что реально транзитные затраты на западном направлении будут куда более высокими, но все же несопоставимыми с южным.
Как сообщил журналистам Владимир Станев, помимо официально подтвержденного Азербайджаном обязательства довести к 2003 г. объемы транзита на новороссийском направлении до 5 млн. тонн в год московской делегации удалось достигнуть незапротоколированного, правда, соглашения с Баку об увеличении к 2005 г. поставок до 7,5 млн. Таким образом, похоже, что в ближайшее время Москва попытается вернуться к идее диверсификации транспортировки "большой" нефти Азербайджана.
Впрочем, пока шансов на это крайне мало. Главной проблемой по-прежнему остается политика. Для начала России предстоит навести порядок в Чечне и доказать безопасность северного маршрута. С другой стороны, западные элиты должны быть убеждены, что результаты предстоящих парламентских и, главное, президентских выборов в России позволят им найти более компромиссных коллег в Москве.
Не исключено, что строительство обходной ветки по территории Дагестана является малоубедительной попыткой российских нефтяников разрешить первую из этих двух проблем. По крайней мере Минтопэнерго РФ сейчас всячески стремится убедить разработчиков азербайджанского шельфа, что транспортный тариф для бакинской нефти повышаться не будет. Затраты на трубопроводную реконструкцию предстоит окупить компаниям, качающим по этой ветке добытую в России нефть.
Тем не менее противники этого проекта не склонны рассматривать его как уступку Западу. Как пояснил корреспонденту "НГ" источник в одной из компаний, наиболее заинтересованным разработчиком азербайджанского шельфа является "ЛУКОЙЛ" - единственная представленная здесь российская компания. Впрочем, по мнению Владимира Станева, не исключено, что в дальнейшем обходная ветка позволит эксплуатировать не действующий в настоящее время участок трубы Комсомольская-Воздвиженская для транспортировки казахстанского сырья.