Многие страны выход из кризиса начинали с подъема сельского хозяйства. Фото Фреда Гринберга (НГ-фото) |
ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ аграрного кризиса в России осуществлено множество мероприятий. Только за период с ноября 1990-го. по март 1999 г. были приняты 42 закона, 34 указа президента и 152 постановления правительства. Несмотря на многочисленность и разнообразие мер, большинство из них решало частные проблемы. Документы, как правило, предусматривали меры государственной поддержки производства путем выделения финансовых или материально-технических средств, ослабления налоговых обязательств, иных мер.
Многие предложения были достаточно конструктивны и содержали не только идеи оптимизации аграрного сектора, но и проработанные механизмы их осуществления. Однако абсолютное большинство их носило узковедомственный характер, а аграрный сектор рассматривался в отрыве от экономики страны в целом.
Большая часть кардинальных мер, примененных руководством страны, носила не экономический, а политический характер. Принудительное изменение (на основе приватизации) прежних и создание новых форм собственности, земельный передел, разрушение существовавших организационных институтов управления АПК, системы госрегулирования и поддержки его, развал сельскохозяйственной науки - вот неполный перечень таких мероприятий. В результате прежний экономический механизм аграрного сектора, осуществлявший важнейшую функцию - обеспечение продовольственной безопасности государства, был разрушен, а новый не построен.
Наиболее серьезным тактическим просчетом, определившим неподготовленный и поспешный слом существовавшей аграрной системы без разумной альтернативы, стал отказ от экономически важного этапа любого реформирования - переходного периода. Осознание необходимости перемен, обучение руководителей, специалистов и практических работников новым методам хозяйствования, разработка методик перехода от централизованно регулируемой экономики к рыночной, создание новых структур и механизмов было для России объективной необходимостью.
Главным стратегическим недостатком аграрных реформ следует считать отсутствие специального сельскохозяйственного закона, в котором были бы сформулированы основные цели и задачи аграрной политики государства на переходный период, научно обоснованные программы и механизмы их исполнения.
Мировой опыт показывает, что перестройка аграрного, наиболее сложного и жизненно необходимого сектора экономики, проводилась по следующей схеме:
- детальный анализ существующего положения с объективной оценкой отрицательных и положительных сторон работы аграрного сектора;
- разработка стратегических и тактических направлений и программ производственно-экономического и организационно-хозяйственного развития аграрного сектора и механизмов их осуществления;
- реализация в переходный период необходимых мер социально-экономической адаптации населения сельских районов, непосредственно участвующих в аграрной реформе;
- обеспечение необходимых материально-технических и финансовых средств на весь период реформ, но особенно на первом этапе реформирования, когда прежние механизмы уже не работают, а новые еще не включились в производство;
- обучение руководителей, специалистов, всех, непосредственно участвующих в реформировании АПК, новым приемам и механизмам;
- широкое ознакомление общества с основными целями и задачами реформы, аргументированное разъяснение важности, необходимости намеченных мер, возможных издержек и трудностей, связанных с переходом на более высокий уровень управления и хозяйствования;
- оформление правовой базы реформирования на основе принятия специального сельскохозяйственного закона, действующего в течение стольких лет, сколько их требуется для решения поставленных задач или определения правильности новой стратегии и тактики;
- осуществление действенного контроля государства и общества за ходом реформ, гласности, открытости при осмыслении и определении их результатов на всех этапах реформирования.
Даже беглое знакомство с приведенной схемой убеждает в том, что в России отсутствовала долговременная и стабильная аграрная политика. Исходя из этого понимания необходимо прежде всего сформулировать концептуальные принципы сельскохозяйственной стратегии.
Главной стратегической задачей аграрной политики государства является обеспечение продовольственной безопасности страны, а именно обеспечение населения жизненно важными продуктами питания из собственных источников и доступность их всем гражданам страны в объемах и ассортименте, максимально удовлетворяющих необходимые и полезные потребности. Неотъемлемая часть этой задачи - активное участие страны во внешней торговле сельскохозяйственными продуктами.
Совершенствование хозяйственного механизма АПК, оптимизация и реорганизация сельскохозяйственного производства проводится на основе использования законов рыночной экономики при всестороннем государственном регулировании и поддержке этого процесса.
Меры государственной поддержки имеют целевой характер. Они направлены, во-первых, на производство конкретных сельскохозяйственных продуктов, обеспечивающих по виду и объему уровень необходимой продовольственной безопасности страны, во-вторых, осуществляются в отношении производителей этих видов продукции независимо от формы собственности.
Использование материально-технических и финансовых средств при реализации государственных программ осуществляется исключительно на основе принципа максимизации экономического эффекта и минимизации потерь.
Учитывая сложность и многообразие проблем, стоящих перед аграрным сектором экономики, предлагаемая концепция носит комплексный характер, т.е. предусматривает использование различных форм прямой и косвенной поддержки посредством применения множества программ.
Комплексность, проблемный подход, разнообразие новых мер и механизмов, высокая значимость продовольственной проблемы предполагают продолжительность освоения и совершенствования новой аграрной политики. Это обусловливает необходимость ее юридического оформления в виде специального сельскохозяйственного закона сроком на 5 лет.
В концепции рассмотрены меры, направленные на решение проблем, сложившихся собственно в сфере сельхозпроизводства и частично в сфере переработки и хранения сельхозпродукции. Авторы считают, что положительные перемены в этих сферах аграрной экономики позволят значительно улучшить состояние сельскохозяйственного машиностроения.
Мероприятия по поддержке производства сельхозпродукции государство проводит в целом ряде направлений. Основным блоком являются программы прямой поддержки цен и дохода сельхозпроизводителей. Именно они должны стать основной движущей силой в аграрном секторе экономики.
Учитывая, что программы прямой поддержки цен и дохода являются основными, коротко охарактеризуем их.
Предложения по составу программ этого блока были разработаны после анализа современных механизмов госрегулирования, который показал, что существующая система прямой поддержки нуждается в значительном реформировании. Предполагается, что новыми условиями реформы станут:
- введение долгосрочных (на несколько лет) программ прямой поддержки сельхозпроизводителей;
- отказ от прямых дотаций и компенсаций;
- переход к экономически обоснованной поддержке, стимулирующей рост эффективности производства. Предполагается внедрение ценовой поддержки на продукцию на уровне, соответствующем средней для данной отрасли экономической эффективности. Исключением (на ближайшие годы) является поддержка племенного животноводства и элитного семеноводства путем дотирования;
- отказ от прямого субсидирования средств производства;
- введение нормативного регулирования первой сферы АПК, которое ограничит рост цен на используемые в сельхозпроизводстве ресурсы.
Наиболее важной является программа подтоварного кредита (ПК), которая направлена на поддержание цен и доходов при производстве зерновых, масличных культур и молока. Она предназначена не только для создания экономических предпосылок производства необходимого количества продукции, но и для экстренного пополнения оборотных средств предприятий.
Механизм реализации этой программы в отношении указанных видов продукции различен. Так, поддержка зерновых и масличных культур осуществляется напрямую. Молоко - поддержкой цен на ряд основных видов молочной продукции - масло сливочное, сухое молоко и сыр. Государство гарантирует минимальные залоговые цены подтоварного кредита на эти виды продукции, одновременно устанавливая минимальные закупочные цены на молоко, используемое в качестве сырья при их производстве. Таким образом, в данном случае поддержка производства сельхозпродукции происходит путем поддержания перерабатывающих предприятий с одновременным контролем их поведения на рынке сырья.
Аналогично работает и программа кредита под товарные сертификаты, которая направлена на поддержку (исключая молоко) животноводческой продукции - говядины, свинины, мяса птицы, яйца.
Несмотря на сходство, механизмы обеих программ, степень и характер государственной поддержки их реализации различны.
Главной особенностью программы подтоварного кредита является полное обеспечение финансовыми ресурсами и субсидирования за счет бюджета.
В отличие от подтоварного кредита программа кредита под товарные сертификаты будет поддерживаться государством лишь посредством создания необходимой инфраструктуры - законодательной, нормативной, регулирующей и - лишь в незначительной степени - прямой финансовой поддержкой. Практически эта программа является разновидностью программы государственных гарантий кредита.
Указанные программы могут проводиться и в товарном варианте - товарный кредит под залог продукции или товарные сертификаты, - когда производителю вместо денег предлагаются на выбор элитные семена, ГСМ, удобрения, пестициды, машины, оборудование и т.п. В условиях дефицита ресурсов такой вариант кредитования приобретает особую значимость.
Действие программ этой группы в определенной мере усиливается программами из групп "стабилизация дохода" и "стимулирование инвестиционной активности".
Важную роль на первом этапе планируемых аграрных преобразований должна сыграть работа по реструктуризации задолженности сельхозпредприятий. Это позволит устранить ряд негативных условий - таких, как существование многих неперспективных хозяйств и наличие значительной задолженности у предприятий, блокирующей нормальные кредитно-денежные операции.
Программы в области регулирования рынка сельхозпродукции отличаются незначительным уровнем финансирования и высокой отдачей, в особенности если они применяются впервые на нерегулируемом или слабо регулируемом рынке.
Первоочередные мероприятия этого направления могут быть объединены в три группы:
- рационализация взаимодействия участников рынка;
- развитие инфраструктуры рынка сельхозпродукции и продовольствия;
- стимулирование спроса на сельхозпродукцию и его структуры.
Хотя программы в области научно-информационного обеспечения на первый взгляд выглядят второстепенными на фоне острых проблем АПК, опыт передовых стран мира показывает, что научное и информационное обеспечение аграрного сектора является действенным фактором интенсификации и повышения эффективности производства.
Особенно важными представляются меры в отношении аграрной науки. В рамках НАП предусматривается реформирование механизма организации научных исследований и системы ее финансирования.
В сфере внедрения предусматривается всемерная поддержка программы информационно-консультативной службы, наиболее удачного государственного проекта в аграрной области.
Основная цель мероприятий в области внешней торговли - определение главных принципов внешней политики России в торговле сельскохозяйственными товарами и механизмов ее реализации.
Предполагается, что решения по регулированию экспортно-импортных операций должны (наряду с обязательствами в международных организациях, например, Всемирной торговой организации) приниматься в контексте и с учетом основных задач внутренней аграрной политики, а именно обеспечения продовольственной безопасности страны.
По целевому предназначению предлагаемые к реализации программы этого направления условно разделены на три основные группы, рассчитанные на:
- рост эффективности управления внешнеторговыми операциями;
- оптимизацию спроса и предложения на рынке сельхозпродукции;
- содействие росту эффективности производства.
Вышеперечисленные направления аграрной политики и соответствующие им программы направлены на обеспечение продовольственной безопасности страны и потому являются первостепенными.
Основной целью НАП в области развития сельских регионов является восстановление роли федерального правительства как гаранта развития социально-экономической инфраструктуры сельских регионов. Основной является существующая программа "Социальное развитие села на 2000-2005 годы", в которой требуется повысить роль правительства в части перераспределения средств государственного бюджета. n