0
1915
Газета Экономика Интернет-версия

05.11.1999 00:00:00

Прогноз социально-экономического развития России: Семипроцентный рост - это только начало

Аркадий Самохвалов

Об авторе: Аркадий Федорович Самохвалов - первый заместитель министра экономики РФ.

Тэги: бюджет


Природные ресурсы - важный источник экономического роста. Но мы должны уйти от ущербных представлений о роли России как сырьевого придатка развитых государств.

ОПЫТ последнего десятилетия российской социально-экономической жизни показал, в частности, что общественный интерес к перспективам развития оживает, когда ощущаются хотя бы небольшие изменения к лучшему. В периоды упадка и кризиса люди больше озабочены насущными задачами выживания и преодоления обрушившихся на них невзгод.

Трудный послекризисный 1999 г. проходит под знаком оживления отечественного производства. Несмотря на мрачные пророчества многих "аналитиков", которыми год назад полны были газеты и телевизионные программы, выпуск отечественной промышленной продукции составляет сейчас 107% к аналогичному периоду прошлого года. Впервые за всю историю реформ наверняка не уменьшится годовой объем капиталовложений. Эти изменения не так велики, чтобы их почувствовало население страны в повседневной жизни, но они оказались достаточны, чтобы специалисты и вслед за ними средства массовой информации озаботились вопросами: на чем базируются эти экономические процессы? Как придать им устойчивый, поступательный характер? Каков потенциал развития народного хозяйства страны? Существуют ли перспективные общеэкономические наработки, позволяющие наращивать темп развития?

Все эти и подобные им вопросы совершенно своевременны и актуальны. Ситуацию действительно невозможно улучшать без ясного понимания перспектив, без строгих оценок существующих потребностей общества, возможностей хозяйственной системы, объективных ограничений роста и т.п. Важно лишь не допускать политизированных спекуляций на этих проблемах, ибо политические пристрастия участников общественной жизни - вещь преходящая, а экономические интересы страны представляют собой гораздо более устойчивую, фундаментальную ценность, во всяком случае - для будущего России.

Уже в сентябре прошлого года, когда правительство приступило к выработке мер по стабилизации социально-экономического положения страны и преодолению последствий кризиса. Министерство экономики заявило, что эти меры разрабатываются как органичная часть среднесрочной программы развития. И действительно, акции правительства были спланированы таким образом, что реализация антикризисных мер создавала определенный фундамент для закрепления позиций, для наращивания "оборотов" нашей экономики и прежде всего - ее реального сектора, в котором и создается добавленная стоимость. Сейчас мы слышим много разговоров, что весь промышленный рост обусловлен девальвацией, последовавшей за событиями августа прошлого года. Это лукавая формула, не раскрывающая сути происходящих процессов. Да, девальвация создала соответствующие условия для оживления производства, но этот фактор не сработал бы так быстро, если бы ранее не было создано определенных предпосылок.

Среди них следует назвать тенденцию промышленного роста, которая стала формироваться начиная с 1997 г., и децентрализацию управления экономикой, повышение роли решений, принимаемых на местах, одним словом - укрепление основ экономического федерализма. Именно на этих основаниях и строился правительством комплекс антикризисных, стабилизационных мер. Несомненно, принимался во внимание и фактор девальвации.

Одновременно Министерством экономики разрабатывалась среднесрочная программа социально-экономического развития на период до 2002 г. Составным ее элементом стал прогноз Министерства экономики на 2000 г., о котором мы доложили Федеральному собранию при обсуждении проекта бюджета. Сейчас работа над среднесрочной программой приближается к завершению, но основные параметры социально-экономического развития России на этот период уже широко известны общественности - как из наших выступлений в самых различных аудиториях, так и из многочисленных публикаций, с которыми ведущие специалисты министерства регулярно выступают в профессиональных изданиях и в средствах массовой информации. В частности, эта программа предусматривает после 2001 г. ежегодный рост ВВП не менее чем на 5%.

В настоящее время Минэкономики России во взаимодействии с другими министерствами, ведомствами, научными организациями приступило к разработке концепции экономического развития на период до 2010 г.

Не касаясь в этой короткой статье конкретных цифр, отраслей производства, параметров развития тех или иных регионов, хочу предложить читателям наше видение самых общих, принципиальных положений, на которых базируется работа над этими документами.

Мы исходим из того, что главная цель социально-экономического развития - устойчивый подъем уровня жизни и улучшение условий жизни населения. Как достичь этой цели? Очевидно, через экономический рост, через последовательное наращивание производства внутреннего валового продукта в расчете на душу населения.

Существует несколько важнейших источников экономического роста. Прежде всего это внутренние резервы народного хозяйства, в том числе аккумулированные в бюджетной системе. Перспективы роста, безусловно, связаны и с колоссальной емкостью российского рынка, с возможностью привлечения внешних инвестиций. Другим таким источником является интеллектуальный потенциал нации. Следующий наш резерв - это природные богатства страны. Фактором экономического роста должно служить и выгодное географическое положение России на Евразийском континенте.

Разумеется, коренным условием экономического роста, базирующегося на этих источниках, служит политическая и социально-психологическая стабильность в обществе, причем это касается отнюдь не только нашего взаимодействия с иностранными инвесторами.

Что же необходимо делать, чтобы названные источники экономического роста могли работать с максимальной эффективностью?

Анализ внутренних резервов народного хозяйства показывает, что прежде всего следует сосредоточиться на структурных и институциональных преобразованиях в экономике. Этот вопрос проработан нами достаточно детально, и основные направления и этапы структурных реформ нашли свое отражение в известном письме правительства Российской Федерации и Банка России.

Необходимо последовательно укреплять федеративные начала в экономике и финансах, причем эта работа должна быть сопряжена с обеспечением единого экономического пространства страны.

Определенный резерв развития содержится в эффективном использовании существующих производственных мощностей. Однако этого, конечно, недостаточно, и поэтому наши программы уделяют большое внимание реконструкции действующих предприятий, созданию новых производств для выпуска современной конкурентоспособной продукции, оптимизации размещения производительных сил страны. Этот пласт работы тесно связан с решением проблем повышения трудовой мотивации и уровня занятости населения.

Большое значение мы придаем также тому, чтобы сориентировать таможенно-тарифную политику на рост отечественного производства и повышение его конкурентоспособности. К настоящему времени накоплен большой опыт по совершенствованию налоговой практики, и он должен воплотиться в снижении налогового бремени на производителей товаров и услуг.

Разрабатываемые Министерством экономики программы предусматривают энергичный вывод ресурсов из теневого оборота, а также предотвращение утечки капитала.

Активизация инвестиционной деятельности означает сегодня не только создание условий для привлечения внешних инвестиций, но и вовлечение в хозяйственный оборот накоплений населения. Эта проблема тесно связана с восстановлением, а лучше сказать - с созданием надежно и эффективно работающей банковской системы, а также с развитием системы страхования.

Ну и, разумеется, нам не обойтись без рационального использования бюджетных средств, имея в виду как федеральный бюджет, так и региональные и местные бюджеты.

Эффективное использование и наращивание интеллектуального потенциала нации подразумевает, прежде всего, высокий уровень здравоохранения и развитие системы образования. Мы должны изыскать возможности для качественного улучшения финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, всемерно поддержать инновационную деятельность. Действенным средством продвижения в этом направлении будет служить развитие патентного дела, обеспечение прав интеллектуальной собственности. И отнюдь не на остаточном принципе нам предстоит организовать поддержку фундаментальных научных исследований, в том числе - гуманитарных.

Обращаясь к рациональному и эффективному использованию богатейших природных ресурсов нашей страны, мы должны уйти от ущербных представлений о роли России как сырьевого придатка развитых государств. Вместе с тем, как бы ни были значимы в современной экономике информационный сектор хозяйства и высокие технологии, человечество не может обходиться без энергетических и минеральных ресурсов, без чистой воды, чистого воздуха, без плодородных почв, древесины и т.п. Наши программы решают задачи оптимизации природопользования для внутренних нужд страны и экспорта. Мы придаем огромное значение возобновлению масштабных геологоразведочных работ, использованию новых технологий разработки месторождений и добычи, обеспечению экологической безопасности в этом важнейшем секторе хозяйства.

Важное место при разработке программ социально-экономического развития страны мы придаем и тому, чтобы использовать экономический эффект природопользования для целевого развития производительных сил России.

Географическое положение страны таит в себе огромные выгоды от развития всех видов коммуникаций - железнодорожного, воздушного, автомобильного, морского и речного, трубопроводного транспорта. Эта тема мощно заявлена в работах академика Никиты Николаевича Моисеева и его сотрудников, и она должна найти свое отражение в наших программах социально-экономического развития.

Таковы в самом общем виде некоторые базовые положения, из которых мы исходим в нашей деятельности по разработке программных документов на среднесрочную и более отдаленную перспективу. Реалистичны ли эти подходы? Нет ли в них элементов своеобразной утопии? Опираются ли они на сегодняшние реалии или исходят из неких общетеоретических воззрений? Разумеется, мы используем весь доступный нам арсенал мониторинга текущего положения дел в экономике страны, оцениваем тенденции мировой экономики, роль и место России в Европе, Азии, в мире в целом. Мы применяем современные аналитические и математические методы оценки экономических процессов, закладываем в расчетную базу текущие и планируемые показатели развития. Поэтому наши оценки представляются обоснованными и реалистичными. Но трудности есть, и они имеют порой принципиальный характер.

Приведу очень простой пример. В наш прогноз социально-экономического развития на текущий год, в планировавшиеся показатели бюджета была заложена поддержка со стороны федерального бюджета высокоэффективных (в том числе экспорториентированных) проектов. Министерством экономики были проведены соответствующие конкурсы, сделаны необходимые расчеты, отобрано в результате 54 "живых", совершенно реальных проекта, для реализации которых необходима была бюджетная ссуда на общую сумму 1,625 млрд. руб.

Реализация этих проектов позволила бы в течение 6 месяцев увеличить объем производства контрактной продукции, имеющей гарантированный сбыт на внутреннем и внешнем рынках на сумму 11,6 млрд. руб. Дополнительные налоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды составили бы 2,1 млрд. руб. Таким образом, только в IV квартале 1999 г. - I квартале 2000 г. на каждый рубль выданной ссуды бюджет получил бы 1,3 руб. дополнительных доходов и было бы произведено на 7 руб. дополнительной продукции. В расчете на год эти цифры удваиваются,

Но необходимые средства, предусмотренные Законом о бюджете на 1999 г., пока не выделены в полном объеме в силу непредвиденных расходов федерального бюджета, которые с начала осени вынуждено нести государство. Такие же примеры можно привести по бюджетным ссудам для финансирования межсезонных запасов и сезонных закупок в лесной и легкой промышленности и т.д.

К сожалению, проблемы такого рода не являются заботой только федерального Центра. Постепенно хозяйственная система страны обретает все основные признаки федеративной экономики. Многими субъектами Федерации разрабатываются собственные программы социально-экономического развития. Они, с одной стороны, учитывают все намерения Центра по развитию экономики и социальной сферы, с другой - основываются на собственных представлениях о своих ресурсах и направлениях развития. Сбой в реализации программ Центра неизбежно мультиплицируется в негативных результатах развития на местах, наносит политический ущерб нашему общему стремлению к укреплению российской государственности.

Таким образом, на современном этапе развития России уже не может быть каких-то отдельно взятых программ развития федерального Центра и субъектов Федерации. Сегодня залогом успеха любых программ является совместная работа над ними Центра и регионов. И это - очень важная, принципиальная констатация. Она отражает наличие (или отсутствие) реальных предпосылок основательности и высокого уровня проработки любых социально-экономических программ.

Конечно, не все сегодня получается в соответствии с задуманным. Однако налицо рост согласованности действий Центра и регионов. Характерно, что субъекты Федерации, совместно с Минэкономики России разработавшие в последние годы программы своего развития, демонстрируют положительную динамику основных экономических показателей. В то же время, предметно и активно участвуя в этом процессе, Министерство экономики совершенствует свои представления о социально-экономическом положении и развитии страны в целом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1766
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1107
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
805
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1089

Другие новости