ПО ИРОНИИ специфики управления российской госсобственностью, борьба с естественными монополиями начинается на уровне их непосредственного руководства. Похоже, что именно так обстоят дела в РАО "ЕЭС России". Несколько лет назад, еще в бытность Анатолия Чубайса в большой политической власти, ему приписывалось особое стремление к демонополизации российской промышленности. Сейчас, будучи председателем правления РАО "ЕЭС России", Анатолий Борисович также проявляет заметную активность в этом вопросе.
На последнем заседании совета директоров РАО "ЕЭС России" был утвержден список предприятий, которые, как предполагается в настоящее время, будут функционировать независимо от единой энергосистемы. В их число попал уже существующий "ЛуТЭК", а также готовящиеся к созданию больше полугода "БурТЭК", "УралТЭК", "Кузбасская энергоугольная компания". Кроме того, исполнительный орган РАО огласил перечень десяти энергосистем, частный капитал в которых планируется существенно увеличить. Помимо в общем-то достаточно слабых "Хакасэнерго", "Калмэнерго", "Карелэнерго", в него попала стратегически важная калининградская "Янтарьэнерго", а также такие значимые для Единой энергосистемы организации, как "Самараэнерго", "Оренбург-энерго", "Омскэнерго", "Кузбасс-энерго", "Свердловскэнерго" и "Чувашэнерго".
Формально Анатолий Чубайс лишь исполняет волю кабинета министров России. Напомним, что постановление правительства # 829 о соблюдении условий Всемирного банка по выделению третьего транша под программу САЛ-3 предписывало к концу 1999 г. подготовить план по увеличению доли частного капитала в отдельных энергосистемах, к началу второго квартала 2000 г. составить перечень 10 субъектов естественной монополии, не менее пяти из которых выставить на продажу. Таким образом, заявление Анатолия Борисовича о том, что приватизация энергосистем должна начаться по окончании президентских выборов, не противоречит правительственному постановлению.
Если же говорить о фактической стороне дела, то стремление руководства РАО вводить рыночные принципы в сфере энергетики и ограничить таким образом контроль компании над ее лучшими системами кажется довольно странным. Во-первых, потому что конкуренция в условиях девяти часовых поясов в чисто техническом плане - вещь довольно опасная. Любая несогласованность в работе станций, в особенности когда речь идет о либерализации ценообразования на ФОРЭМе, может привести к системным сбоям.
Во-вторых, в частности, по мнению члена совета директоров Виктора Кудрявого, в настоящее время акции крупных энергосистем стоят на порядок ниже, чем реальная цена их инфраструктуры. Таким образом, инвестиции, которые могут быть получены от приватизации, окажутся явно недостаточными для реконструкции предприятий, и велика вероятность того, что они пойдут совсем на другие цели. По словам Кудрявого, если приватизация действительно неизбежна, то ей следовало бы подвергнуть более слабые энергосистемы, недооценка которых, равно как и роль в российском энергобалансе, не столь значительна.