РЕНТА образуется в тех отраслях, где земля выступает формой основного капитала (сельское и лесное хозяйство, строительство, добывающая и горная промышленность), и является результатом земельной собственности, ее экономической реализации. Монополия частной собственности на землю, ее недра и другие ресурсы приводит к возникновению абсолютной земельной ренты, т.е. к присвоению земельным собственником избытка рыночной стоимости над ценой производства. В сельском хозяйстве и добывающих отраслях эта цена определяется издержками производства в худших из используемых природных условий. Поэтому, кроме средний прибыли на авансированный капитал, присваиваемый собственником земли, образуется дифференциальная рента как разница в уровне затрат труда при использовании лучших и худших природных ресурсов (по качеству, продуктивности, местоположению и т.п.).
Возможно, сейчас, когда имеется негативный опыт добровольной передачи государством в частные руки большой доли ренты на фоне все возрастающего дефицита бюджета, становится более ясно, почему у государства ранее находились крупные средства для бюджетного финансирования.
Через систему регулируемых цен и такой инструмент, как налог с оборота, в централизованный бюджет государства поступала большая часть абсолютной ренты. Туда же с помощью налогообложения прибыли поступала и значительная часть дифференциальной ренты. Сейчас число рентообразующих отраслей, т.е. способных давать крупные рентные доходы, сокращается, практически лишь топливная и горнорудная промышленность еще в состоянии реализовывать часть ренты, хотя ее поступление в федеральный бюджет также значительно сократилось. Понятно, что резкое снижение объемов производства в сельском хозяйстве, легкой и пищевой промышленности означает и пропорциональное уменьшение величины ренты в этих отраслях, ранее поступавшей в федеральный бюджет. По данным 1996-1997 гг., в целом поступление ренты в федеральный бюджет РФ по сравнению с 1989 г. сократилось более чем в 4 раза.
В хозяйственной практике современной России обозначился курс на возврат некоторых видов платежей, в частности, постепенно начинает более широко применяться механизм акцизов, ранее не имевший самостоятельного значения и действовавший в рамках налога с оборота. В сущности, акцизы и сохранились как часть прежнего механизма налога с оборота примерно с той же техникой их изъятия, что и в 80-х гг. Заняли свое место в поступлениях доходной части бюджета и платежи за пользование недрами и природными ресурсами, которые вместе с земельным налогом обозначили некоторое подобие ресурсных платежей, хотя и в крайне недостаточных объемах (пока они не достигают даже половины фиксированных платежей бюджета СССР).
Необходимо отметить известную специфику рентообразования, поскольку на величину ренты влияет несколько дополнительных факторов:
- абсолютная рента продолжает поступать в бюджет через НДС, хотя и в несколько раз меньше, чем ранее через налогооборот. Частично это компенсируется с помощью действующих акцизов, которые по технике изъятия очень близки к налогу с оборота. Значительная часть абсолютной ренты изымается также с помощью специальных платежей за использование природных ресурсов;
- незначительна величина той части ренты, которую относят к дифференциальной ренте и реализуют через налог на прибыль, поскольку достаточно велики затраты на добычу и транспортировку сырьевых ресурсов, особенно в условиях современной России;
- рента "размазывается" и перераспределяется через НДС и другие каналы среди многочисленных компаний-посредников. И эффект, который ранее государство получало при выходе на внешний рынок, также многократно снижается, поскольку большая часть поставок сырья за пределы страны перешла в частные руки;
- падение объемов производства в большинстве топливодобывающих отраслей привело к уменьшению общей величины ренты и сокращению ее поступления в бюджет.
Все эти недостатки существующей практики реализации рентных отношений особенно четко прослеживаются на примере предприятий топливной промышленности, расположенных в основном в регионах Севера.
По данным 1997 г., регионы Севера обеспечивают поступление в федеральный бюджет пятой части налога на прибыль и акцизов, четвертой части НДС и двух третей платежей за пользование природными ресурсами, а суммарно более четверти всех доходов рентного характера, поступающих в федеральный бюджет. Причем более половины всех поступлений в федеральный бюджет от северных регионов обеспечивают такие территории, как Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, Тюменская область. Кроме того, именно они дают в бюджет более 70% всех отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Эти особенности необходимо учитывать в обязательном порядке, т.к. регионы Севера дают примерно 29% всех рентных доходов, поступающих в федеральный бюджет (из 140 млрд. руб. по РФ почти 41 млрд. руб.).
Следует отметить еще одну особенность. Она касается роли акцизов и их формирования по регионам. Так, из 44,6 млрд. руб. акцизов рентного характера, т.е. надбавок к ценам на нефть, природный газ и нефтепродукты, на регионы Севера приходится всего 11,5 млрд. руб., в том числе 7,7 млрд. руб. на самых крупных производителей нефти и газа в РФ - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО. Сравнение этих данных показывает, что реальный вклад регионов Севера в федеральный бюджет значительно занижается с помощью таких инструментов, как акцизы и НДС.
Вся российская топливная промышленность существует в основном за счет добывающих предприятий в регионах Севера, в частности, уникальных месторождений нефти и газа. И очевидно, что прежде всего на этих территориях необходимо добиваться полного благополучия предприятий: создать систему поддержания в рабочем состоянии их производственной и социальной инфраструктуры, воспроизводства существующей минерально-сырьевой базы; раз и навсегда снять проблему северного завоза, причем решить ее за счет тех самых рентных доходов, которые исправно поступают в бюджетную систему; на основе тех же северных источников вести более активную работу по геологоразведке, выявлению перспективных месторождений, созданию запасов полезных ископаемых на других территориях РФ.
И если в 1998 г. из 29 млрд. руб. абсолютной ренты в топливной промышленности более 17 млрд. руб. приходилось на регионы Севера, то возможно ее более эффективное распределение.
По данным МПР РФ, для выхода к 2005 г. на годовой объем добычи полезных ископаемых порядка 125-130 млрд. долл. в добывающие отрасли и геологоразведку потребуются капиталовложения не менее 100 млрд. долл., или по 15-20 млрд. долл. ежегодно на период 2000-2005 гг. Между тем в 90-е гг. по сравнению с 80-ми объемы геологических работ сократились более чем в 4 раза, и пока, начиная с 1994 г., почти по 50 видам полезных ископаемых уровень ежегодной добычи не восполняется соответствующим приростом запасов.
Всю систему мер по реформированию экономических отношений в регионах Севера следует подразделить на меры общего характера, одновременно затрагивающие и решение проблем Севера, например, налоговый механизм, и меры специфические, отражающие прежде всего особенности северных территорий и требующие решений в первоочередном порядке.
К последним относятся:
- финансирование северного завоза за счет части ренты или отчислений в федеральный бюджет через себестоимость предприятий добывающей промышленности - создание целевого фонда "Север" (минимум 5 млрд. руб.);
- формирование и организация специального государственного кооперативного банка - ГКБ "Север", аккумулирующего все отчисления целевого фонда "Север" (5 млрд. руб.) и финансирующего (включая кредитование по другим каналам) регионы Севера;
- создание РАО "Северный морской путь" с финансированием через ГКБ "Север";
- разработка федеральной программы РФ по комплексному освоению месторождений в зоне Байкало-Амурской магистрали.
Не менее важны и проблемы общегосударственного характера, в частности, касающиеся улучшения налоговой и бюджетной систем.
Так, для отраслей топливно-энергетического комплекса это прежде всего освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на обновление и развитие производства, более активное использование для этих целей ускоренной амортизации, а также отмена или значительное снижение НДС на геолого-разведочные работы, выполняемые за счет средств фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы и собственных источников финансирования. Это, конечно, должно дополняться разработкой гибкого механизма налогообложения экспортной продукции сырьевых отраслей с учетом колебаний мировых цен на энергоносители.
Сущность разработанных предложений кратко сводится к следующему: во-первых, вводится понятие фиксированных рентных платежей, начисляемых в сырьевых отраслях в зависимости от стоимости валовой продукции и отражаемых в производственных затратах предприятий этих отраслей; вo-втopыx, все фиксированные рентные платежи подразделяются на три вида: в добывающих отраслях промышленности - фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы в сельском хозяйстве - земельный налог в экспорте сырьевой продукции - фонд развития производства; в-третьих, фиксированные рентные платежи в сырьевых отраслях промышленности и сельском хозяйстве вместе образуют фонд воспроизводства ресурсного потенциала (минерально-сырьевой базы, земель сельскохозяйственного назначения); в-четвертых, фиксированные рентные платежи от экспортной доли сырьевых отраслей поступают в целевой бюджетный фонд развития производства, предназначенный для финансирования процесса обновления основного капитала и технологий предприятий сырьевых отраслей и сельского хозяйства.