ЗАВЕРШИВШИЙСЯ на днях заключительный раунд американо-азербайджанских переговоров о строительстве основного экспортного трубопровода Баку-Джейхан (Азербайджан-Турция) в очередной раз продемонстрировал раскол в западной политико-экономической элите. Несмотря на то что официальные представители США не раз заявляли о стратегической необходимости реализации этого проекта, нефтяные магнаты, похоже, пока не готовы его профинансировать. Наиболее ярко это подтвердила путаница в позиции англо-американской корпорации "Бритиш Петролеум-Амоко". Хотя на прошлой неделе президент Азербайджана заявил о том, что "БиПи" готова гарантировать строительство азербайджанско-грузинского участка магистрали, в офисе компании эту информацию активно опровергают. При этом, по мнению западных экспертов, заявления ее менеджеров о геополитической целесообразности проекта следует оценивать не серьезнее, чем публичную уступку администрации США, однако до реального финансирования, видимо, еще очень далеко.
Потенциальные инвесторы до сих пор не знают главного - есть ли вообще "большая нефть" в азербайджанском секторе Каспия. По различным сведениям, извлекаемые запасы этого региона оцениваются в 6-80 млрд. тонн, причем, по мнению ряда российских экспертов, реально следует рассчитывать не более чем на 10-20 млрд. Причем для извлечения большого количества нефти Каспия необходимо в несколько десятков раз увеличить инвестиции, которых пока явно недостаточно.
Не случайно на прошлой неделе руководство Азербайджанской международной операционной компании (АМОК) направило в адрес казахстанских нефтедобывающих компаний запросы о готовности предоставления сырья для возможной загрузки магистрали Баку-Джейхан. Однако всерьез рассчитывать на казахстанское сырье также не приходится. Во-первых, из-за продолжающегося строительства проекта КТК, который, как ожидается, уже в 2001 г. сможет транспортировать через территорию России порядка 22 млн. тонн нефти в год, с последующим расширением экспорта до 67 млн. тонн. Во-вторых, не следует забывать и о политической ориентации официальной Астаны, которая последнее время склоняется скорее в пользу Москвы, нежели Вашингтона. Все это ставит под вопрос перспективу транзита казахстанской нефти по магистрали Баку- Джейхан.
При этом следует учитывать, что лоббируемый американцами проект трубопровода - далеко не единственный в азербайджанском регионе. В настоящее время здесь уже действует магистраль Баку-Супса, по которой прокачивается порядка 2,5 млн. тонн нефти в год, при этом сейчас идет речь о строительстве второй ветки. И хотя на днях первый вице-президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Ильхам Алиев заявил о нецелесообразности экспорта "ранней" нефти с месторождений Азери-Чираг-Гюнешли по так называемому западному, или грузинскому, трубопроводу, что могло бы увеличить его пропускную способность с 6 до 7-8 и более млн. тонн нефти в год, вряд ли подобный аргумент убедит инвесторов в резонности реализации проекта Баку-Джейхан.
Не следует забывать и о российском транзите азербайджанской нефти по магистрали Баку-Новороссийск. В этом году из-за обострившегося чеченского конфликта 2,2 млн. тонн бакинского сырья транспортируется по железной дороге в обход мятежной территории. Однако с завершением строительства обходной ветки трубопровода по территории Дагестана, которое должно начаться сегодня и на которое, предполагается затратить 6-8 месяцев, снова появляется возможность стабильной работы "северного маршрута", что, по словам главы российского Минтопэнерго Виктора Калюжного, может снять необходимость доставки нефти по маршруту Баку-Джейхан.
Другой важной проблемой, которую вот уже не один год пытаются решить сторонники маршрута на Джейхан, являются военно-политические риски, связанные с неурегулированностью вопроса о Нагорном Карабахе. На прошлой неделе об этом шла речь на переговорах спецпредставителя госдепартамента и президента США по новым независимым государствам Стивена Сестановича, а также американским сопредседателем Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху Кери Ковано с президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым и уже экс-главой азербайджанского же МИДа Тофиком Зульфугаровым. Судя по всему, сторонам удалось выйти на определенный компромисс (подробнее см. стр. 5), однако на его реализацию тоже нужно время.