Железнодорожники дольше всех воздерживались от индексации тарифов на свои услуги. Фото РИА "Новости" |
РЕШЕНИЕ об увеличении с 1 ноября 1999 г. тарифов на перевозки пассажиров в дальнем следовании в вагонах СВ на 20%, в купейных вагонах на 10% было принято в ответ на просьбу руководства Министерства путей сообщения (МПС). Об этом сообщил на встрече с журналистами первый заместитель министра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) Владимир Димов. Такое решение было обусловлено тем, что, во-первых, увеличивается износ основных фондов железнодорожного транспорта, а во-вторых - и это важнейшая причина - растет убыточность пассажирских перевозок из-за повышения цен на потребляемые материально-технические ресурсы.
Напомним, что тарифы на пассажирские перевозки не индексировались с сентября 1997 г. Несмотря на то что любое повышение цен вызывает отрицательную реакцию общественности, по мнению начальника департамента экономики МПС Бориса Лапидуса, предполагаемое изменение тарифов не скажется на тех, кто живет на прожиточный минимум, ибо оно не коснется проезда в плацкартных и общих вагонах. Но это повышение затронет пассажиров скоростных пригородных поездов, потому что они входят в категорию составов первого класса повышенной комфортабельности. Любая новость о повышении цен не радует, но все же есть повод на этот раз не огорчаться, хотя бы пассажирам обычных электричек Московской железной дороги. На них это не отразится, потому что изменение тарифов на этот вид транспорта, как напомнил Борис Лапидус, является прерогативой столичного правительства и происходит в зависимости от цен на городской наземный транспорт и метрополитен.
На этом повышение тарифов не окончено. Будут также увеличены тарифы на грузовые перевозки на 10%. При этом МПС ссылается на картельное соглашение, участники которого уже увеличили тарифы на 12,7% с сентября этого года. Известно, что уже увеличены цены на бензин, дизтопливо, мазут и масла. "Индексация на 10% - это, естественно, меньше, чем нужно", - считает Борис Лапидус. Ведь изменения тарифов на перевозки грузов во внутригосударственном сообщении не было с июля 1997 г. Несмотря на то что цены производителей на промышленную продукцию в том же году выросли на 7,4%, тарифы на грузовые перевозки поднялись лишь на 1,4%. Такая же тенденция наблюдалась до настоящего времени. И к августу 1999 г. цены производителей промышленной продукции выросли уже на 40,3% при по-прежнему неизменных железнодорожных тарифах.
Однако руководство МПС, учитывая актуальные проблемы сельского хозяйства, решило наполовину снизить тарифы на перевозку плодоовощной продукции, картофеля, семян, кормов и сельскохозяйственной техники, но лишь до конца года.
Всплески цен, прошедшие в России в 1995-1998 гг., тяжело отразились на реальной экономике. Поэтому руководство МПС полагает, что надо готовить общественность к "плавной" индексации цен, ибо она неизбежно последует в ближайшие годы.