Руководитель АРКО Александр Турбанов. Фото Фреда Гринберга (НГ-фото) |
БИТВА за бюджет обычно превращается в соревнование лоббистов. Каждый из них, естественно, пытается добиться наиболее льготных условий и наибольших финансовых субсидий для представляемой им отрасли. В этом преуспевают и аграрии, и оборонщики, но, как ни странно, у АРКО, с помощью которого государство намерено проводить санацию проблемных банков, возникают сложности с отстаиванием своих (читай государственных!) интересов. В проекте бюджета на следующий год нет ни одного слова о выделении средств на деятельность этой организации, годовые потребности которой, по мнению зампреда ЦБ Георгия Лунтовского, составляют не менее 50 млрд. руб.
Ранее руководитель АРКО Александр Турбанов заявлял, что существуют три возможных источника для финансирования деятельности агентства на 2000 г. Первый вариант предполагал появление в расходной части бюджета отдельной строки, определяющей масштабы государственной поддержки АРКО. Преимущества подобного предложения очевидны - агентство получает те самые "живые" деньги, в которых испытывает острую потребность. Кроме того, в этом случае правительство заранее объявляет, сколько оно готово потратить на реструктуризацию банковского сектора.
По второму варианту агентство получало право выпускать собственные ценные бумаги под гарантии правительства. АРКО обратилось к правительству с просьбой разрешить ему эмиссию облигаций на общую сумму в 30 млрд. руб. Однако, как отмечают в агентстве, даже в случае положительного решения этого вопроса АРКО вряд ли сможет реализовать ценных бумаг более чем на 10 млрд. Как заявил в понедельник генеральный директор АРКО Александр Турбанов, агентство всерьез рассчитывает на получение согласия правительства на эмиссию. Впрочем, Турбанов отмечает, что "на дефицит федерального бюджета 2000 г. эти обязательства не повлияют, поскольку они относятся к категории госдолга, погашение которого растягивается на несколько лет".
Согласно третьему варианту, агентство может рассчитывать на дополнительные доходы бюджета. На деле это означает, что реальные деньги появятся только в том случае, если доходная часть бюджета будет перевыполнена и при этом правительство не захочет потратить дополнительные средства на какие-то иные цели (например, на финансирование военных действий в Чечне или на предвыборную кампанию).
АРКО предлагало правительству рассмотреть возможность финансирования своей деятельности из всех трех источников. Однако первый вариант, предполагавший выделение "живых" денег, практически сразу был похоронен. Второй вариант еще рассматривается, а третий даже в случае утверждения вряд ли получит реальное наполнение.
В этой ситуации появилось предложение передать АРКО долги коммерческих банков перед бюджетом. Суммы этой задолженности оценивались в районе 30-35 млрд. руб. Однако руководитель пресс-службы АРКО Александр Вознесенский разъясняет, что речь идет о том, чтобы передать АРКО долги только тех банков, которые находятся под его управлением. В этом случае сумма выглядит гораздо менее внушительно: 2-3 млрд. руб. Кроме того, это все-таки не "живые" деньги.
Возможно, средствами могли бы помочь иностранные инвесторы. Но, как отмечают в АРКО, хотя они с самого начала проявляют огромный интерес к сотрудничеству с агентством, реальных договоренностей пока нет. Проходящий на этой неделе визит Александра Турбанова в Лондон, в ходе которого он проводит встречи с руководителями ведущих кредитных организаций мира, - это "плановая поездка". Безусловно, сейчас интенсификация участия иностранцев в деятельности АРКО вдвойне интересует агентство. Но западные инвесторы вряд ли пойдут на некое кардинальное решение этого вопроса до президентских выборов.
Впрочем, тех средств, которыми на настоящий момент располагает АРКО (около 6 млрд. руб.), хватит на 10-11 региональных проектов среднего масштаба. Однако эти деньги рано или поздно закончатся, и агентству так или иначе потребуются дополнительные суммы. По закону о реструктуризации, вступившему в силу три месяца назад, санация проблемных банков из добровольной процедуры превращается в строго обязательную. Центробанк решает, какие кредитные организации подпадают под действие закона, и направляет в АРКО просьбу о принятии банка под его управление. Сейчас ЦБ направил подобный запрос в отношении четырех банков: СБС-АГРО, банка "Воронеж", Дальрыббанка и Амурпромстройбанка. Совет директоров АРКО планирует решить их судьбу уже к концу этого года. Однако ЦБ, безусловно, будет стремиться передать АРКО и новые кредитные организации. Тогда может возникнуть ситуация, при которой агентство вынуждено будет отказать ЦБ по причине отсутствия средств.
В АРКО считают, что во всей этой истории с поиском денег на нормальное функционирование агентства правительство проходит проверку на наличие политической воли. "Речь идет не о финансировании деятельности АРКО, а о том, готово ли государство в принципе финансово участвовать в реструктуризации банков".