Рисунок Вадима Мисюка |
ЗА ПОСЛЕДНИЕ несколько месяцев резко возросло число регионов, которые ввели ограничения на вывоз зерна и продуктов его переработки за пределы своих административных территорий. В середине июля их число не превышало 4-5, к началу октября оно возросло до 36. Однако это не связано с тем, что в стране произведено слишком мало зерна и из-за этого регионам угрожает голод. Губернаторы продолжают вести торговые войны. Однако если обычно торговые войны ведутся между государствами, то сейчас у нас друг с другом пытаются бороться регионы (хотя это напрямую противоречит действующему законодательству). Меры, которыми пользуются губернаторы, до боли напоминают советские командно-административные в рамках одного отдельно взятого региона.
Критической назвали ситуацию на своей пресс-конференции Виктор Семенов и Аркадий Злочевский - люди, не понаслышке знакомые с сельскохозяйственной проблематикой. Виктор Семенов в недавнем прошлом возглавлял Министерство сельского хозяйства и продовольствия, а ныне является одним из лидеров Аграрной партии и председателем ее экономического совета. Аркадий Злочевский уже несколько лет является председателем совета директоров Зернового союза России и считается одним из крупных экспертов по части агропромышленного комплекса.
Виктор Семенов указывает на то, что причиной нынешнего зернового кризиса стала "попытка 12 зернопроизводящих областей навязать всей стране свои правила игры". Остальные регионы, принявшие меры по ограничению вывоза зерна, фактически стали заложниками политики, проводимой этой дюжиной. По большому счету, из 89 субъектов Федерации лишь в 13 ожидаются избытки зерна. Остальные излишков не имеют и нередко даже испытывают определенный дефицит. Вполне естественно, что, когда зернопроизводящие регионы начали ставить преграды движению зерна, среди руководства не столь богатых им губерний началась легкая паника. Перед ними замаячила реальная угроза хлебного дефицита.
Нет необходимости объяснять, какое значение имеет хлеб в российской социальной действительности. Оставаясь одним из немногих доступных каждому продуктов питания, он занимает важное место в рационе жителей России. Естественно, провал на хлебном рынке будет фактически означать провал всей политики губернатора и потерю им поддержки значительной части населения. Ситуация усугубляется тем, что в нынешней думской избирательной кампании региональные начальники принимают самое непосредственное участие. Естественно, что они делают все для того, чтобы стабилизировать цены на хлеб.
На первый взгляд, странной кажется позиция зернопроизводящих регионов. Вроде бы они должны быть кровно заинтересованы в том, чтобы, продавая свою продукцию на рынках других субъектов Федерации, получать дополнительную прибыль. Однако Виктор Семенов полагает, что поведение губернаторов закономерно. "Приняв в 1993 г. постановление, по которому за продовольственное обеспечение населения отвечает не федеральный Центр, а регионы, а затем, доверив им распределение продовольственной помощи от западных стран, правительство фактически подготовило почву для появления нынешней ситуации. Губернаторы почувствовали себя хозяевами производимого у них зерна и посчитали себя вправе делать с ним то, что им заблагорассудится".
Аркадий Злочевский считает, что положение даже хуже, чем может показаться на первый взгляд. "Оно напоминает сжатую пружину, которая может разжаться в любой момент". По его собственному прогнозу, этот критический момент должен наступить вскоре после Нового года, когда целый ряд факторов, позволяющих губернаторам сдерживать цены, перестанет действовать. Особенно это касается запасов муки.
Сейчас наблюдается довольно-таки странный процесс: цены на зерно продолжают уверенно расти, в то время как цены на муку упали в августе-сентябре почти на 1500 руб. за тонну, или на 17-18%. Казалось бы, если дорожает сырье, то должен дорожать и продукт, который из него производится. Но все дело в том, что на российский рынок муки сильное влияние оказали поставки продовольственной помощи из США, приведшие к затовариванию мелькомбинатов и, как следствие, к снижению цен на их продукцию. В то же время рост цен на зерно на федеральном рынке подстегивается всевозможными официальными и неофициальными запретами на его перемещение за пределы региона, приводящими к снижению предложения в общероссийском масштабе. Вероятно, это положение устраивает те самые 12-13 субъектов Федерации, которые имеют его излишки. Цены искусственно растут, прибыли тоже.
Впрочем, как полагает Аркадий Злочевский, все скоро изменится. К декабрю-январю запасы муки иссякнут, а губернаторы после думских выборов потеряют интерес к административному регулированию движения зерна. Именно в этот момент, по всей видимости, "произойдет резкое удорожание хлеба. По некоторым регионам (северные области и часть средней полосы России, Дальний Восток) цены могут вырасти в 1,5-2 раза". Понятно, как на это отреагирует население. Ведь водка и хлеб - святая святых нашего рациона. Повышение цен на них всегда чревато опасными последствиями. Губернаторам пора бы уже сейчас задуматься над тем, как сгладить отрицательный эффект от резкого, почти одномоментного удорожания хлеба. У них еще есть несколько недель на раздумье.