Рисунок Вадима Мисюка |
ВСЕМ памятны времена ваучерной приватизации, когда правительство обещало сделать собственником каждого жителя России. Однако приобретя ценные бумаги новообразованных акционерных обществ, граждане столкнулись с нежданными проблемами. В большинстве случаев через пару месяцев инвестиционный фонд, собрав ваучеры, исчезал из поля зрения. Он либо просто прекращал свое существование, либо так искусно прятался от своих вчерашних инвесторов, что получить какую-то информацию о его деятельности для них было делом крайне затруднительным.
В лучшем случае акционер получал уведомление о решении выплатить ему дивиденды в размере нескольких рублей, да и то зачастую со значительным опозданием, когда инфляция съедала эту и без того незначительную сумму. На этом фоне один за другим разворачивались скандалы, связанные с борьбой крупных инвесторов за ту или иную компанию. Под видом мелких инвесторов международные компании типа "Дартс" пытались завладеть российскими фирмами.
Ha проходившей на днях конференции "Защита прав акционеров в российском бизнесе" Александр Шохин заявил, что считает подобное положение не только ненормальным, но и противоречащим интересам государства. "Правительство совершило большую ошибку, когда на втором этапе приватизации отказалось от ориентации на мелкого акционера". Шохин указывает на пример Германии, которая после своего объединения также запустила широкомасштабную программу передачи предприятий, находившихся на территории бывшей ГДР, в частные руки. Первоначально приватизировались в основном крупные пакеты акций. Однако позже германское руководство сделало основной упор на привлечение к участию в этом процессе мелких акционеров. Александр Шохин напоминает, что, по самым скромным подсчетам, жители России держат "в чулке" как минимум 50 млрд. долл. Безусловно, эти средства оказались бы совсем нелишними для экономики в условиях, когда иностранные инвестиции в России не превышают нескольких миллиардов долларов в год.
Первый замминистра экономики Андрей Свинаренко полагает, что большинство проблем, с которыми сталкиваются акционеры в нынешних условиях, вызвано особенностями переходного периода, в котором сейчас находится наша страна. "У нас долгое время отсутствовало уважение индивидуальных прав. Потому в ситуации, когда наблюдается их резкий рост, мы часто не знаем, что делать и как себя вести".
Советник первого вице-премьера Валерий Миловидов отмечает, что проблема прав акционеров слишком многогранна, чтобы делать однозначные выводы. По его мнению, налицо частое несовпадение интересов менеджеров компаний и их акционеров. Администраторы по понятным причинам не хотят демонстрировать реальный уровень доходности предприятия. В то же время владельцы акций заинтересованы в обратном. От этого напрямую зависит размер дивидендов, а также рыночная стоимость компании, а значит, и стоимость акций. Особенно это затрагивает интересы портфельных инвесторов, которые зачастую лишены реальной возможности воздействовать на решения совета директоров или каким-либо другим способом влиять на управление предприятием.
Эксперты отмечают, что новый Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" призван защищать интересы портфельных инвесторов. Закон ужесточает требования к информации, предоставляемой предприятием своим акционерам. Она должна быть более прозрачной. Это касается как сведений о текущем финансовом состоянии фирмы, так и о выпуске новых серий ценных бумаг.
Закон также значительно расширяет список юридических лиц, которые могут представлять интересы мелких вкладчиков, а также отстаивать их в суде. Теперь это и ФКЦБ, и Федеральный компенсационный фонд и общественные объединения акционеров. Однако для того, чтобы этот закон смог реально заработать, необходимо также внести дополнения в целый ряд других федеральных законов, поправки к которым защитили бы интересы прежде всего портфельных инвесторов.