НА ДНЯХ президент Литвы Валдас Адамкус подписал закон об условиях передачи 51% акций крупнейшего в стране Мажейкяйского НПЗ и его дочерних предприятий в управление американской компании Williams International Company. Таким образом, претендовавшему вот уже несколько лет на контроль над литовским заводом российскому "ЛУКОЙЛу" официальный Вильнюс отказал. Подавляющее большинство следивших за этой коллизией наблюдателей сходится во мнении, что подобное решение Вильнюса можно объяснить исключительно политическими мотивами. Стремящаяся в Европейское сообщество и НАТО Литва вынуждена учитывать требования западных институтов в части диверсификации нефтяных потоков. Однако далеко не всегда подобная политика приносит пользу национальной экономике.
По некоторым сведениям, в литовских политических кругах решение о передаче контроля над заводом американской компании было воспринято крайне неоднозначно. Дело в том, что "ЛУКОЙЛ" не только является одним из крупнейших поставщиков сырья на Мажейкяйский НПЗ наряду с ЮКОСом, "Роснефтью" и "Татнефтью", но и координирует все российские поставки в Литву, которые составляют порядка 4 млн. тонн нефти в год по цене всего 10 долл. за баррель. А это примерно в 1,5 раза ниже мировой цены аналогичного сорта нефти.
Еще с прошлого года "лукойловские" поставки на Мажейкяй существенно сократились, что дало повод официальному Вильнюсу выдвинуть в адрес российской компании обвинение в попытке добиться таким образом контроля над заводом. Сами представители "ЛУКОЙЛа" опровергают подобные обвинения, приводя в качестве контраргументов прошлогодний кризис цен на нефть и падение объемов добычи. Однако после того как интересы компании на литовском рынке не были удовлетворены, логично предположить, что география ее экспорта может быть серьезно скорректирована.
Похоже, что Вильнюс совершил крайне неэффективный для себя размен. Ради сомнительного увеличения своего рейтинга в глазах западных политических элит он пожертвовал немалыми экономическими выгодами. Вряд ли стоит серьезно рассчитывать, что нефтепроводная американская корпорация сможет так же эффективно обеспечивать сырьевой рынок Литвы, как российский нефтяной гигант. Сомнительно, что поставки нефти из Ирана или Кувейта, на что сейчас рассчитывает официальный Вильнюс, будут сравнимыми с российскими. Пропускная способность строящегося Литвой с 1995 г. наливного нефтетерминала в Бутинге, который сможет обеспечивать не только экспорт, но и импорт и который выйдет на проектную мощность не раньше, чем в начале следующего года, также не может сравниться с объемами транспортировки по трубам.
Помимо более дешевого российского импорта Литва рискует потерять и значительную долю транзитно-экспортных поступлений. Строящийся нефтетерминал в Бутинге на Балтике далеко не единственный - конкуренция за осуществление экспорта на северо-западном направлении чрезвычайно высока, и Литва в ней явно проигрывает. На юго-восточном побережье моря уже действуют латвийские терминалы в Вентспилсе и Лиепае, порты Калининграда и Санкт-Петербурга, а также Таллинский порт в Эстонии. Так что литовский отказ "ЛУКОЙЛу" может серьезно сказаться на загрузке бутингского направления.
Не лучшим образом отражаются на транзитном статусе Литвы и новые трубопроводные проекты, разрабатываемые Латвией при поддержке ряда российских компаний. В последнее время особую активность в расширении своих экспортных мощностей проявляет соседняя Латвия, ведущая переговоры о строительстве Западной трубопроводной системы. Один из проектируемых маршрутов - Невель-Вентспилс - может соединить крупные российские месторождения с латвийским рынком.