Рейды милиции и налоговой полиции по изъятию "левой" алкогольной продукции из торговой сети стали повседневным явлением. Фото Артема Чернова (НГ-фото) |
НЕСКОЛЬКО месяцев назад по инициативе первого заместителя главы МНС Владимира Волковского была создана Межрегиональная инспекция по контролю за алкогольной и табачной продукцией. До сих пор эта организация не заявляла о себе в средствах массовой информации. Деятельность ее имеет профилактическую направленность - "оздоровить" рынок алкогольных напитков и табака, чтобы увеличить поступление средств в федеральный бюджет, поддержать легальных производителей и защитить интересы потребителей. С этой целью осуществляются рейдовые проверки на этом сегменте рынка. Половину проверок инспекция произвела совместно с ФСНП и МВД. Работа началась 15 сентября 1999 г. Контролируется наличие лицензий и соблюдение условий лицензирования, использование специальных и акцизных марок, уровень минимальных цен, правильность употребления контрольно-кассовых аппаратов, применение акцизных марок в сети реализации табачных изделий, в организациях, занимающихся оборотом этой продукции. После недели рейдов осуществляются анализ результатов и принятие необходимых мер по отношению к нарушителям. Неизвестно, когда истекут сроки завершения работы - в МНС считают ее долгосрочной акцией.
В результате первых проверок (их было около 1,6 тыс.) выявлено свыше 1,1 тыс. нарушений. Основная масса их совершена в оптовой и розничной алкогольной торговле: отсутствие лицензий (243 случая), маркировок (157 случаев в оптовой и 153 - в розничной торговле), неправильное использование контрольно-кассовых машин (более 300). Приостановлено действие 54 лицензий, из которых 30 могут быть аннулированы. Кроме того, много фактов фальсификации продукции. Уже забраковано и задержано в обороте примерно 1000 декалитров напитков на сумму 850 тыс. долл. Межрегиональная инспекция прослеживает, откуда поступает такая продукция, кто и как ее направляет. К примеру, обнаружено несколько партий поддельных вин "Киндзмараули" и "Хванчкара". Сейчас в Москве и Подмосковье не имеется этих вин на оптовых складах. Причем известно, что Грузия не в состоянии произвести столько вин, сколько продается в России.
Легальные производители заинтересованы в проводимой работе, поскольку их мощностей хватает для обеспечения потребностей страны. Сейчас используется только 40% мощностей водочных заводов и 60% спиртзаводов. В последние годы наблюдается наращивание легального производства алкогольных напитков: с 1996 по 1998 г. оно выросло с 76 до 86, 4 млн. декалитров, ожидаемый объем в этом году - около 120 млн. Однако из-за неполного использования мощностей предприятий, злоупотреблений и нарушений, а также большого потока дешевой - как правило, подпольной - алкогольной продукции из регионов Северного Кавказа поступление акцизов в бюджет составляет 77,5% к контрольным показателям. Кроме того, нередки случаи "зависания" денег в проблемных банках. Многие организации имели расчетные счета в банках, утративших платежеспособность после прошлогоднего августовского кризиса. Предприятия представляли платежные поручения об уплате налогов, в то время как деньги не поступили в бюджет. В октябре 1998 г. Конституционный суд принял решение отклонить претензии к организациям, уплатившим налоги, а обязанность разбираться с банками легла на налоговые органы. Неисполнение же предприятиями обязательств по уплате налогов и сборов негативно повлияло на поступление денег в бюджет.
Когда ввели региональные идентификационные марки, появилось много возражений, и поднимался вопрос о законности такого акта. В связи с этим 1 января 1999 г. эти меры были узаконены. Система идентификации дала положительные результаты, в частности, это позволило контролировать ввоз продукции из других регионов. Однако есть и недостатки: производят марки в основном за рубежом, а это приводит к завышенной их стоимости - 5 руб. за штуку. Возможно, в дальнейшем отпадет необходимость в использовании региональных идентификационных марок. Сегодня ведется работа по созданию хорошо защищенной единой марки с использованием высоких технологий.
Около 130 нарушений обнаружено было в табачной торговле. Закона о государственном регулировании производства и оборота в этой области нет, но существуют нормативные акты о том, что реализуемая табачная продукция должна иметь специальные марки. Их отсутствие ставит вопрос о подлинности изделий. Помимо того проверяется и уплата акцизов.
По словам заместителя руководителя Межрегиональной инспекции МНС Олега Каменева, на сегодняшний день важно собрать информацию с мест о недостатках в организации налоговых сборов, чтобы создавать новые технологии для эффективной работы.