ГОСУДАРСТВЕННЫЙ таможенный комитет собирается получить значительные средства за счет погашения долгов и с помощью ужесточения контроля на границе. Крупнейшими должниками ГТК выступают ОАО "Лебединский ГОК", ОАО "ГАЗ", АО "Авиастар", а также ОАО "Газпром", АО "Свердловэнерго", АО "Камчатэнерго" и другие предприятия ТЭКа. Общая сумма задолженности составляет около 200 млн. долл., из которых одно только АО "Свердловэнерго" должно выплатить 60 млн. долл. С целью обеспечения безусловного погашения долгов к делу привлекается Федеральная служба налоговой полиции. Речь пойдет о недвижимом имуществе, которое будет продаваться за долги. Для ГТК это не первый случай: таким образом в прошлом году в распоряжение таможенных органов поступило здание Кредо-банка.
Усиленное внимание будет уделено таможне, в частности, пунктам пропуска "криминальных товаров" - так называют товары, облагаемые высокими ставками, вследствие чего их часто пытаются провозить по поддельным документам. Например, окорочка под видом овощей. "Криминальными" могут стать и приборы бытовой техники, автомобили. Фальшивые документы на заниженную стоимость машин - нередкое явление в таможенной практике. Чтобы исключить подобные нарушения, ГТК собирается заключать договоры с дилерами - производителями ведущих фирм, для которых оформление документов будет проходить без задержек.
Проверку планируется осуществлять на складах временного хранения товаров и таможенных складах Московского региона (сверка документов с имеющимися товарами, наличие лицензий и т.п.).
Другая проблема ГТК - обеспечить законное оформление таможенных документов. Дело в том, что сегодня большинство операций по таможенному оформлению производится "серыми" брокерами, которые работают без лицензий или соответствующих договоров. Это приводит к недопоступлению средств в бюджет. Только 10% операций осуществляется Национальной ассоциацией брокеров (в 1997 г. - 50%). В связи с этим председатель комитета Михаил Ванин заявил, что с 1 января 2000 г. таможенные органы намерены принимать декларации на экспортные и импортные грузы только от таможенных брокеров, имеющих лицензию ГТК. По его словам, брокеры должны стать цементирующим звеном для создания системы высококлассного таможенного обслуживания. Льготный режим будет предоставлен таможенным брокерам, имеющим необходимую лицензию.
Становление института таможенных брокеров в России началось в июне 1998 г. К этому времени у нас действовало 1600 брокерских контор, имеющих временные свидетельства о праве работы в качестве декларанта. После кризисов объем деятельности НАТБ существенно сократился, и осталось только 300 зарегистрированных брокерских контор, из которых лишь 43 состоят в НАТБ.
Нынешняя цель ассоциации - охватить все 100% совершаемых операций, что находит поддержку комитета. Сейчас в ГТК существует отдел, координирующий работу брокеров. Помимо этого создается единая информационная база. Брокеры проходят специальные курсы при ГТК. С целью сделать работу более эффективной президентом НАТБ недавно избран Анатолий Круглов, который возглавлял ГТК с 1991 по 1998 г.