ПЕРВЫЙ вице-премьер правительства РФ Виктор Христенко сообщил о сокращении портфеля российских проектов, финансируемых Всемирным банком, на 716 млн. долл. по инициативе нашей стороны. Часть заемных средств, объем которых был согласован на встрече представителей Всемирного банка и правительства России 27 апреля 1999 г., положено немедленно аннулировать.
Между тем ВБ приостановил кредитование нереализованных средств на общую сумму до 240 млн. долл. еще до получения банком официального заявления российского правительства. Это коснулось целого ряда проектов: по осуществлению сельскохозяйственной реформы, развитию городского транспорта, региональной социальной инфраструктуры и других. Согласован набор критически важных показателей, невыполнение которых может привести к тому, что Всемирный банк приостановит финансирование оставшихся проектов.
Особого внимания заслуживают совместные проекты Федеральной дорожной службы и Всемирного банка. Два из них находятся в стадии реализации: ПРСАД-1 (проект по ремонту и содержанию автодорог-1) и ПРМ (проект по ремонту мостов). ПРСАД-1 осуществляется уже пятый год, и на него ушло 272,5 млн. долл. Проект по ремонту мостов выполняется только второй год, а истрачено 44 млн. из выделенных 265 млн. долл. По условиям кредитных договоров всегда оговариваются суммы софинансирования, то есть та часть, которую должна вложить российская сторона. Доли софинансирования, необходимые для воплощения в жизнь этих двух планов, составляют 10 и 20% соответственно. Такие условия в Федеральной дорожной службе считали "терпимыми". Но для реализации нового проекта ПРСАД-2, на который Всемирный банк выделил 300 млн. долл., с нашей стороны требуется 40% этой суммы, не считая и 20-процентного НДС.
Кроме того, чтобы реализовать дорожные проекты, надо выполнить еще ряд условий ВБ. По соглашению с банком мы должны привлекать консультантов, специалистов и подрядчиков из-за рубежа. А от этого строительство может стать дороже еще на 30%. Российская сторона в нынешних условиях не может выполнить такие обязательства. По проекту весь бюджет Федеральной дорожной службы на 2000 г. составляет 15 млрд. руб. (для сравнения: бюджет 1999 г. составил 28 млрд. руб.). Из них около 7 млрд. (предполагаемая сумма колеблется от 6 до 9 млрд. руб.) потребуется для реализации проектов Всемирного банка.
Анализ результатов портфеля проектов выявил, что общий удовлетворительный рейтинг можно присвоить лишь трети проектов. Раньше статистика была менее безутешной: 74% - в июле 1998-го и 56% - в ноябре того же года. Помимо того, замедлились темпы реализации проектов. И хотя российское правительство совместно со Всемирным банком разработало целый комплекс мер, направленных на повышение качества реализации проектов, пока существенного улучшения ситуации не произошло.