ВРЯД ли стоит излишне оптимистично оценивать устойчивость той динамики курса доллара, которую можно было наблюдать на валютном рынке в последние недели. Многие эксперты полагают, что снижение курса доллара весьма неустойчиво и связано в основном с необходимостью закрытия балансов в конце квартала. Для этого были нужны рубли, спрос на которые и давил на курс доллара. Однако, как считают эксперты, уже в начале октября начнут усиливать свое влияние негативные факторы, которые в конце концов могут привести к падению курса рубля. При этом несколько дней, оставшихся до конца месяца, могут пройти относительно спокойно для валютного рынка. Дабы закрыть рублевые балансы, коммерческие банки сейчас продают валюту. Основным покупателем является Центральный банк России, который, удерживая рынок от слишком резкого падения курса доллара, заодно и пополняет свои золотовалютные резервы. Как отмечают дилеры, если бы не ЦБ, курс доллара уже сейчас мог бы опуститься ниже 25-рублевой отметки.
Курс рубля в последнее время поддерживают и некоторые внешние факторы. И прежде всего - решение Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК). В прошлую среду в Вене министры нефтяной промышленности государств - членов ОПЕК решили сохранить ограничения на поставки нефти на мировой рынок. А это значит, что цена черного золота будет продолжать расти, российский федеральный бюджет и отечественные нефтяные компании смогут получить дополнительные средства, причем немалые. Специалисты говорят о 400-500 млн. долларов в квартал.
Уже сейчас российские банки испытывают дефицит рублей, о чем свидетельствует рост процентных ставок по рублевым кредитам overnight, - до 30-35% годовых. И если не появится каких-либо негативных внешних, нерыночных факторов, курс доллара, как полагают эксперты, к концу этой недели вполне может опуститься ниже 25 руб.
Вряд ли негативно скажется на поведении курса доллара и сегодняшнее событие - рассмотрение в Государственной Думе проекта федерального бюджета на будущий год. Валютные спекулянты уже морально подготовлены к тому, что Дума может отклонить разработанный правительством документ. Тем более что, судя по высказываниям некоторых депутатов, документ будет отклоняться с последующим направлением его в согласительную комиссию, что уже стало традицией для процесса утверждения федерального бюджета в последние годы.
Впрочем, задержка утверждения законопроекта может сказаться уже на следующей неделе, когда исчерпают себя чисто рыночные факторы - то же закрытие балансовых отчетов. Игроки на рынке могут испугаться слишком вольного обращения с проектом основного финансового закона страны, а этого можно ожидать от депутатов в год выборов.
Впрочем, если осенние разногласия между правительством и Государственной Думой уже вошли в традицию, то другое событие, пожалуй, может оказать на динамику валютного рынка более существенное влияние. Речь идет о решении, которое должен вынести Международный валютный фонд по второму траншу кредита. Если выдача денег будет в очередной раз отложена, с очень высокой долей вероятности можно предсказать резкий рост курса доллара.
Дело в том, что те дополнительные доходы, которые возникли благодаря росту цен на нефть и которые правительство расходует, скажем, на социальные нужды, автоматически будут направляться на погашение внешних долгов России. Мало того, нельзя исключать, что на выплату внешнего долга придется направить часть золотовалютных резервов Центробанка. А это значит, что давление на курс доллара усилится, поскольку коммерческие банки поймут, что возможности ЦБ по воздействию на рынок в связи с этим резко ограничатся.
В настоящих условиях России приходится регулярно перечислять средства по внешним долгам, нести постоянные расходы на военные действия на Кавказе и увеличивать затраты федерального бюджета под лоббистским давлением разных групп. Все это может разрушить наметившийся рост национальной экономики, наблюдающийся последние несколько месяцев.
Если негативные факторы все же появятся, то они резко усилят спекулятивные ожидания игроков на рынке. Пока трудно предсказать, насколько сильным будет изменение курса доллара. Однако тот факт, что сам глава Центробанка считает заложенный в бюджете курс доллара заниженным, заставляет предположить ускорение темпов обесценения рубля к концу года.