Наше золото добывается в труднодоступных таежных районов Сибири и Дальнего Востока Фото ИТАР-ТАСС |
Не является в этом смысле исключением и переговорный этап подготовки проекта соглашения по Куранахской группе золотых месторождений с инвестором - американской компанией "Эко Бэй Майнз", основным учредителем Куранахской золотодобывающей компании (КЗДК).
Прежде всего отметим основную стратегическую линию инвестора при подготовке проекта соглашения о разделе продукции, которая заключается в следующем:
- сознательное ухудшение геолого-экономических показателей месторождений (так инвестор принимает содержание золота в руде 0,985 г/т, в то время как в запасах, состоящих на государственном учете, содержание золота намного выше - 1,29 г/т);
- сознательное завышение капитальных вложений (инвестиций) в расчете на максимальное "удовлетворение" инвестиционных ожиданий государства. В своем технико-экономическом обосновании (ТЭО) инвестор рассчитал, что капитальные вложения в разработку Куранахского проекта составят 500-600 млн. долл. После представленной инвестору экспертизы ТЭО необходимые инвестиции снижены российской стороной до 340 млн. долл., а с учетом уменьшения годовой производительности с 20 млн. т до 13 млн. т руды для освоения Куранахского проекта, по мнению российской стороны, потребуется не более 250 млн. долл. капитальных вложений.
Такая линия поведения инвестора позволяет путем искусственного завышения эксплуатационных и капитальных затрат значительно принизить достоинство объекта, ухудшить геолого- и технико-экономические показатели, снизить до минимума рентабельность и, следовательно, инвестиционную привлекательность объекта. Как ни удивительно, но на первом этапе переговоров в 1998 г. инвестору удалось создать ложное впечатление о низкой рентабельности Куранахского объекта. Случилось это потому, что и ТЭО, и проект соглашения инвестор составил самостоятельно, без участия российской стороны, что, как показывает наша практика, не должно иметь места. Российская сторона обязательно должна составлять как ТЭО, так и собственно проект соглашения, не доверяя подготовку этих важнейших документов инвестору.
Занижение инвестиционной привлекательности и рентабельности объектов СРП позволяет инвестору "доказывать", что доля прибыльной продукции государства должна быть минимальной, выпрашивать себе дополнительные льготы, снижать ставки обязательных налогов до минимума. Так, в примере с Куранахским проектом Республика Саха (Якутия) отказалась от своей доли налога на прибыль, в результате чего ставка налога на прибыль для этого объекта установлена всего в 16 %. Роялти принято в размере минимальной ставки - 2%. В проекте соглашения инвестора отсутствует обязательность уплаты ренталс, бонусов и т.д. и т.п.
В этом году при проведении второго тура переговоров с инвестором КЗДК российская сторона составила свой проект соглашения, исходя из детальных вариантных технико-экономических расчетов, выполненных специалистами головных отраслевых институтов МПР России по экономике минерального сырья и недропользования (ВИЭМС) и минерально-сырьевой базы цветных и благородных металлов (ЦНИГРИ). Получилось, что разработка Куранахской группы месторождений золота по технологии инвестора (кучное выщелачивание) является сверхрентабельной, так как отношение прибыльной продукции к произведенной продукции выше 50 %. Только этот факт проясняет вопросы, почему американская компания "Эко Бэй Майнз" создала ЗАО СП КЗДК, активно, через комиссию Черномырдин - Гор добивалась включения Куранахского проекта в список первых семи объектов, утвержденных Госдумой для разработки на условиях СРП, добивалась получения 11 лицензий на группу месторождения золота Куранахского рудного поля. Правда, при этом переуступка прав пользования недрами от бывшего владельца недрами ОАО "Алданзолото" к АО "Куранахская золотодобывающая компания", где "Эко Бэй Майнз" имеет 50%, проведена с нарушением статьи 17-1 Закона "О недрах". Отсюда судебные разбирательства. Закон надо соблюдать всем, инвесторам в том числе.
Следует отдельно остановиться на позиции переговорной группы инвестора, где тон задают менеджеры компании "Эко Бэй Майнз". Даже согласившись со значительно уменьшенным объемом инвестиций и высокой рентабельностью Куранахского проекта (по последним расчетам инвестора, она равна 41 %), инвестор хочет вывезти из России почти всю прибыльную продукцию. При этом выдвигаются требования типа:
- внутренняя норма прибыли должна быть выше 25%, после чего инвестор согласен увеличить долю прибыльной продукции государства с 5% до максимум 8%, но такое требование возможно лишь при рентабельности, превышающей 60%;
- налоговая нагрузка на проект не должна превышать 30 % прибыльной продукции, а это составляет не более 10-13% произведенной продукции.
Выдвинутые российской стороной принципы раздела прибыльной продукции (доля государства равна 5% при годовой рентабельности до 15%, а свыше 15% прибыльная продукция делится поровну) инвестор отвергает как не соответствующие вышеприведенным требованиям. К сожалению, закон СРП не вооружает российскую сторону аргументами, которые заставили бы инвестора "делиться" прибыльной продукцией. Рассчитывать же на добрую волю инвестора не приходится.
Инвестор приводит доводы, что в России останутся вложенные им инвестиции, рабочие получат зарплату. Это приведет к косвенным эффектам, так как будут закупаться российские материалы и оборудование. Но эти рассуждения носят чисто популистский характер, так как в реальной жизни получится иначе. Вместо предполагаемых огромных инвестиций Россия получит в 2-3 раза меньше. Льготы, предоставленные инвесторам в условиях СРП (без таможенных пошлин и т.п.), приведут к закупке иностранных материалов и оборудования под предлогом, что российские материалы и оборудование неконкурентоспособны по отношению к аналогичным иностранным товарам. Да и косвенные эффекты будут выше в Америке (куда вывозится золото), а не в России. Расчеты показывают, что по варианту инвестора в Америку вывозится более 60% произведенной продукции, а по российскому варианту - менее 40%. Чувствуете разницу?