Рисунок Вадима Мисюка |
РОССИЯ не перестает ошеломлять и удивлять. Десять лет после падения Берлинской стены и почти восемь лет после распада Советского Союза Россия так и не смогла найти свое место в мире. Ее экономика развалилась без малейшей надежды на выздоровление. Коррупция везде. Политическую систему сотрясает один кризис за другим при том, что не прослеживается явной связи между политическими лидерами и российским обществом. У России нет политика, которому бы доверяло и к которому бы прислушивалось мировое сообщество.
Извечный русский вопрос гласит: "Что делать?" Существует точка зрения, что все проблемы в России вызваны неправильной стратегией экономических реформ, проводимых после 1991 г. Высказывается мнение, что Россия слишком быстро реформировалась, что она должна была следовать ступенчатой стратегии реформ, как в Китае. Другие считают ошибочным проведение приватизации до институциональных реформ, таких, как реформа судебной системы. Согласно этой точке зрения путь к стабилизации и последующему экономическому росту в России лежит через усиление государственного контроля над отдельными сторонами экономической жизни.
Мне кажется ошибочным объяснять проблемы России "скоростью" экономических реформ особенно потому, что реформ как таковых практически не было! Я был экономическим советником Польши (1989-1991 гг.), Эстонии (1992 г.), Словении (1991-1992 гг.) и России (1992-1993 гг.). Я наблюдал вблизи происходящее в этих странах (как и во многих других). Мои общие рекомендации всем этим странам, по сути, были одинаковы. Эстония, Польша и Словения процветают, а Россия - нет. Причина этой разницы лежит не в чрезмерной "скорости" российских реформ, а в географическом положении, структурных условиях и, конечно, в политике.
Географическое положение оказывает критическое влияние, о чем часто забывают аналитики. Переход к капитализму гораздо проще для стран, близко расположенных к рынкам Западной Европы (Польша, Венгрия, Чешская Республика, Словакия, Хорватия, Словения и страны Балтии), чем для бывших советских республик. Если западноевропейская компания, например "Фольксваген", решает закупить компоненты у восточноевропейской компании, то почти всегда она останавливает свой выбор на соседней стране, такой, как Польша, а не на Украине или России. Таким образом, страны, близко расположенные к Западной Европе, получили наибольший приток иностранных инвестиций из Западной Европы. Они также смогли расширить свой экспорт в страны Европейского союза. В таких странах, как Польша, Словения, Эстония, иностранные инвестиции и экспорт стали двумя основными двигателями экономического возрождения.
Структурные условия в России также сыграли важную роль. Всем известно, что Россия традиционно зависит от экспорта нефти и газа, но доход от их экспорта упал в 90-х гг. Производство нефти в России резко сократилось, а мировые цены на энергоносители были низкими начиная с 1989 г. Кроме того, до 1989 г. Советский Союз мог продавать свои устаревшие технологии коммунистическим странам Восточной Европы. В 1989 г. после развала советской власти в Восточной Европе эти страны получили доступ к современным западным технологиям в таких областях, как вычислительная техника, телекоммуникации, транспорт, фармацевтика и др. Российские технологии были быстро вытеснены с восточноевропейского рынка, инвестиции в них не оправдали себя, что еще больше подорвало финансовое положение России.
Структурные условия в России сделали невозможным ступенчатое реформирование госпредприятий, как в Китае. Все-таки в 1978 г., когда Китай начал рыночные реформы, он был преимущественно аграрной страной: 70% населения проживало в сельской местности, только 18% было занято на госпредприятиях. Таким образом, Китай мог себе позволить постепенно решать проблемы государственно-промышленного сектора, так как негосударственный сектор был таким большим. (Кстати, Китай так до сих пор не решил проблему убыточных госпредприятий!)
В России картина была совсем иная: в 1992 г. более чем 90% населения работало на госпредприятиях. Россия и другие страны региона, включая Польшу, были вынуждены более решительно проводить реформу госпредприятий и приватизацию. Они не могли использовать китайский подход.
Политика - это третий и решающий фактор, обусловивший неудачу, постигшую Россию. Советский Союз породил коррумпированную и аморальную политическую систему, которая сохранилась в России и по сей день. Бывшая советская номенклатура стала новыми политическими управленцами России. В Советском Союзе были репрессированы и уничтожены малейшие проявления гражданского общества - профессиональные ассоциации, религиозные группы, благотворительные общества, независимые средства массовой информации, то есть именно те типы гражданских организаций, которые могли бы оказать сдерживающие влияние на рост коррупции в правительстве. В отличие от Советского Союза в Польше были сильные гражданские группы, такие, как Церковь, крестьянские общества и профсоюз "Солидарность". Таким образом, в Польше коррупция была под контролем, тогда как в России она стала повсеместным и разрушительным для общества явлением.
У российского политического кризиса есть и международный аспект. Западные правительства были более готовы помочь Польше, чем России. Например, Польше была предоставлена частичная отсрочка по долгам, а России - нет. Польша сразу же получила помощь от Запада в стабилизации своей валюты, а Россия - нет. В целом Запад не очень старался помочь России. Это могло быть стратегическим решением, а могло быть и решением по незнанию. Тем не менее мы можем с уверенностью сказать, что Запад недостаточно помог России, не оказал ей необходимую помощь вовремя, что сильно подорвало шансы России на экономическое возрождение.
В результате Польша и ряд других стран Центральной и Восточной Европы провели реформы честно и эффективно. Эти страны воспользовались своим благоприятным географическим положением для того, чтобы привлечь крупномасштабные инвестиции из Западной Европы. Польша и ряд других стран получили своевременно помощь от Запада. В отличие от них Россия провалила свои реформы и продолжала погружаться все больше в коррупцию и разложение. Она практически не получила реальной помощи от Запада. Ситуация в России остается нестабильной, а значит, опасной. Только новое, честное и демократическое руководство России может изменить эту ситуацию при условии, что Запад проявит настоящее стремление помочь России.
╘ Project Syndicate, August 1999