Защиту от бензинового кризиса костромские таксисты пришли искать к зданию Минтопэнерго в Москве Фото Артема Житенева (НГ-фото) |
В качестве основных причин кризиса многими видятся сокращение добычи и переработки нефти, увеличение экспорта нефти и нефтепродуктов в связи с резко возросшей рентабельностью, обусловленной повышением мировых цен. Среди прочих условий роста цен называются введенные с августа требования по сбору налогов с нефтяных компаний только "живыми" деньгами, сезонный фактор, повышение бюджетной задолженности перед поставщиками нефтепродуктов. В расчет принимается даже передел топливного рынка в отдельных регионах, причиной которого, как полагалось, стал резкий взлет цен на бензиновом рынке Санкт-Петербурга в апреле.
В действительности объем добычи нефти за восемь месяцев текущего года сохранился на уровне прошлого года при росте экспорта, например, за первое полугодие менее чем на 2% (по другим оценкам, на 4%), а объемы производства бензина и дизельного топлива даже возросли.
Решающими факторами происходящего скорее являются резкое сокращение импорта топлива, низкая рентабельность производства топлива отечественными нефтеперерабатывающими заводами, структурная неорганизованность рынка, и в первую очередь розничного, а также стремление нефтяных компаний получить сверхприбыли на внутреннем рынке в той же мере, как и при экспорте.
Интеграция в мировую экономику, если она будет продолжена, должна приводить к росту внутренних цен до уровня мировых. Так что в отдаленной перспективе стоимость будет возрастать и в долларовом исчислении. В настоящий момент, по меньшей мере до конца года, рост средней цены на бензин должен соответствовать росту курса доллара. Все дело в том, что рост внутренних цен ограничен платежеспособностью населения. По статистике, автолюбитель в месяц в среднем проезжает более 2 тыс. км. Значит, затраты на бензин уже составляют более 1 тыс. руб. в месяц.
Одной из административных мер по насыщению внутреннего рынка топливом стало недавнее задание Министерству по налогам и сборам обеспечить дополнительные доходы в бюджет сверх существующих нормативов за счет погашения нефтяными компаниями задолженности по налогам, образовавшейся с 1 апреля по 1 августа 1999 г. Одновременно Минфину поручено направить регионам до 1 млрд. руб. субсидий на поддержку завоза горючего в районы Крайнего Севера. Источником новых субсидий в дополнение к ранее запланированным как раз и должны быть поступления от сборов задолженности. Полученные в бюджет средства от нефтяных компаний пойдут, таким образом, на приобретение ГСМ у тех же компаний. Минтопэнерго ввело запрет на вывоз бензина за пределы России в августе, который собирается продлить на сентябрь. Отдельные компании лишатся квоты на экспорт нефти. Минтопэнерго намечает также пересмотр совместно с нефтяными компаниями "регионов ответственности" по поставкам нефтепродуктов, так как ряд компаний оказались не в состоянии обеспечить "свои" регионы и нефтеперерабатывающие заводы.
Однако цены на бензин регулирует рынок. И это нельзя не учитывать. Последние постановления правительства предусматривают уже административно-рыночные механизмы влияния на насыщение страны топливом и на ценообразование.
С 1 октября (а возможно, даже ранее, с 15 сентября) повышаются экспортные пошлины на сырую нефть с 5 до 7,5 евро за тонну, пошлины на мазут возрастут с 9 до 14 евро за тонну. Одновременно вводится "запретительная" пошлина на вывоз горючего из страны, ставка которой должна составить 20 евро за тонну. Как полагает первый вице-премьер Виктор Христенко, повышение экспортных пошлин не отразится существенным образом на работе нефтяных компаний. По расчетам, с введением новых пошлин государство будет изымать не более 2,5-3% из объема дополнительных доходов, полученных при экспорте в результате роста цен по сравнению с февралем - мартом текущего года.
Противоположных взглядов придерживаются Минтопэнерго и нефтяные компании. Как они полагают, в целях компенсации потерь части доходов от экспорта компании будут вынуждены выйти за рамки картельного соглашения.
Кроме того, в Минтопэнерго справедливо считают, что новые пошлины не снимут проблему повышенного интереса к экспорту горючего, поскольку внешний рынок привлекает нефтяные компании не только ценами. Зарубежные покупатели платят "живыми" деньгами и производят предоплату. В то же время, по заявлению министра топлива и энергетики РФ Виктора Калюжного, "только по одному селу долги нефтяным компаниям составляют почти 2 млрд. руб.". Поэтому экспорт нефтепродуктов с целью компенсации потерь от введения пошлин может возрасти.
На самом деле экспортные пошлины решают главным образом проблему пополнения бюджета, а в настоящее время задачи финансирования поставок горючего в районы Крайнего Севера и приобретения топлива для электростанций.
В качестве "пряника" для нефтяных компаний в бюджете на следующий год предусматривается отмена налога на реализацию ГСМ. Правда, Министерство по налогам и сборам по-прежнему отстаивает идею введения налога на бензоколонки, который ранее не прошел через Госдуму.
Как можно видеть, объем административных и рыночных мер по преодолению топливного кризиса впечатляет. Скорее всего результат будет. После того как закончится действие сезонного фактора, в соответствии с которым спрос на топливо ежегодно возрастает в августе по отношению к июлю на 15-20% и в сентябре на 5-10%, цены на топливо могут не только перестать расти, но даже пойти на спад. Средняя цена на бензин марки АИ-92 должна установиться на уровне 7-8 руб. за литр, если, конечно, не будет резкого скачка курса доллара.