Реализация экспортных проектов нефтяников и энергетиков затягивается по причине отсутствия денег |
Тем не менее в информационной стратегии представителей топливно-энергетического комплекса существуют серьезные разногласия. Последним событием, иллюстрирующим это утверждение, является информационная война, разгоревшаяся вокруг повышения с 1 октября экспортных пошлин на мазут и дизельное топливо до 9-14 евро за тонну. Ее основными участниками стали представители РАО "ЕЭС России", лоббировавшие принятие этого решения, с одной стороны, и руководители крупнейших нефтяных компаний - с другой. Успех остается пока не на стороне последних.
Напомним, что уже больше двух месяцев департамент общественных связей РАО "ЕЭС России" проводит довольно активную информационную кампанию с внушительным количеством пресс-релизов, закрытых брифингов, публичных выступлений и пресс-конференций. Основной пафос проводимой PR- атаки сводится к тому, что у компании нет денег на закупку мазута для формирования запасов топлива на электростанциях. К примеру, на состоявшейся не так давно пресс-конференции заместитель председателя правления РАО "ЕЭС России" Александр Ремезов заявил, что нефтяные компании требуют от энергетиков едва ли не 100-процентной оплаты поставляемого топлива "живыми" деньгами. А поскольку денежная составляющая в расчетах с РАО в среднем не превышает 30%, компания вынуждена применять санкции к неплательщикам, сокращая поставки энергии в среднем на 8%.
В действительности же смысл проблемы заключается в том, что государство не выполняет значительную часть своих обязательств по финансированию федеральных программ. Кроме того, большая часть задолженности перед РАО "ЕЭС России" приходится на бюджетные организации, т.е. опять же цепочка замыкается на государстве. Разыгрывая тему отсутствия денег в собственном бюджете, компания фактически настаивает на том, чтобы поставки топлива на электростанции оплачивали сами нефтяные компании.
Пока PR нефтяных компаний сильно проигрывает энергетикам. За два месяца обсуждения вопроса о повышении экспортных пошлин на мазут и дизтопливо ни одна из них не сочла нужным публично объяснить свою позицию. Отчасти это можно объяснить тем, что на сегодня на российском нефтяном рынке действуют около 10 крупных компаний, интересы которых зачастую расходятся.
Если вспомнить историю информационного лоббизма нефтяников, то по большому счету внятное и консолидированное выступление у нефтяных генералов получилось, пожалуй, всего один раз - в прошлом году, когда в условиях резкого падения мировых цен на нефть компаниям удалось добиться отмены экспортных пошлин на сырье.
Куда лучше нефтяникам удается кулуарная дипломатия. Дело в том, что в предвыборную пору финансовые ресурсы компаний склоняют к компромиссам не только рядовых политиков, но и премьеров. Ситуация обстоит так, что крупнейшая нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" пока формально поддерживает Юрия Лужкова. Очевидно, что Владимиру Путину есть над чем задуматься.
На самом деле объективных возможностей для проведения эффективного экономического лоббизма при условии адекватной информационной поддержки у нефтяников сейчас едва ли не больше, чем у представителей РАО. К примеру, имидж РАО как страдающей от отсутствия денег компании, мягко говоря, несколько противоречит амбициям его экспортных проектов. Так, несколько месяцев назад она широко проанонсировала строительство энергомоста Россия-Китай, предварительная стоимость которого составляет 1,5 млрд. долл.
Понятно, что и нефтяникам, и энергетикам претит перспектива работать за бесплатно. Очевидно, что деньги, которые компании вынуждены терять на отсутствии бюджетного финансирования, они могли бы инвестировать в новые экспортные проекты, которые в перспективе будут приносить хорошую прибыль. Их инвестиционный соблазн по-настоящему велик. Однако реализация проектов сейчас затягивается также по причине отсутствия денег и информационной поддержки.