ЕСТЬ ВСЕ основания полагать, что обсуждение бюджета России на 2000 г. в очередной раз пройдет в худших традициях взаимоотношений законодательной и исполнительной ветвей власти. Точнее, в режиме аврала. Не успело правительство внести свою редакцию главного финансового документа страны в Госдуму, как из нижней палаты парламента посыпался шквал критических реплик в адрес Министерства финансов. Первыми свои антибюджетные настроения поспешили обнаружить лоббисты нефтяного сектора.
Главные претензии высказавшихся на эту тему представителей ТЭКа сводятся к тому, что реализацию основной части доходов бюджета призваны обеспечить нефтяные компании, причем без достаточных компенсаций в его расходной части. Так, председатель комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике Владимир Гусев заявил, что правительственный вариант предусматривает всего 8 млрд. руб. инвестиций в реальный сектор экономики. Очевидно, что для обслуживания потребностей всех производящих отраслей этого явно недостаточно. Отсюда, по мнению Гусева, следует, что бюджет "получит отпор всех нормальных людей", а его принятие будет "полной катастрофой".
Если продолжить логику депутата от ЛДПР, можно прийти к выводу, что внутренние капиталовложения в топливно-энергетический блок, в том числе в геологоразведку и нефте- и газодобычу существенно сократятся. Кстати, уместно напомнить что за 8 лет после распада СССР объемы добываемой нефти сократились примерно с 500 до 300 млн. тонн в год. Что за этим последует, предположить несложно: дальнейшее сокращение разведанных сырьевых ресурсов, развитие ситуации с недогрузкой перерабатывающих заводов, падение производства нефтепродуктов. Кстати, по мнению члена депутатской группы "Российские регионы" Владимира Медведева, реализация правительственного проекта бюджета приведет к сокращению добычи нефти и газа на 20-30%.
Автором других антиминфиновских аргументов, раздающихся из топливно-энергетической среды, стал экс-министр топлива и энергетики, а ныне директор Центра стратегических исследований в ТЭКе Сергей Генералов, который и поделился ими с журналистами. Его первая, скорее политическая, нежели экономическая, претензия касалась хода подготовки бюджета. По его словам, Министерство финансов готовило свой проект без учета мнений Минэкономики, Минтопэнерго и других ведомств.
Главной же экономической претензией Сергея Генералова является то, что, по его мнению, в доходной части бюджета заложена серьезная налоговая реформа нефтяной отрасли. Речь идет о прописанной в бюджете замене налога на реализацию ГСМ, выплачивавшегося до сих пор нефтеперерабатывающими заводами, так называемым акцизом на бензин, который будет взиматься с нефтяных компаний. И хотя формально объем поступлений от придуманной Минфином налоговой рокировки никак не изменится - в тексте бюджета в обоих случаях они составляют 14,7 млрд. руб., фактически, по словам Генералова, это новшество обойдется компаниям несколько дороже - в 15,8 млрд. с учетом НДС. Так что заявление министра финансов Михаила Касьянова о том, что рост доходов предполагается обеспечить не за счет введения новых налогов, а благодаря повышению их собираемости, в отношении нефтяного сектора, верно лишь отчасти.
Не содержится в бюджете и внятных механизмов решения проблемы топливного кризиса. Предложенные Минфином меры, в том числе и увеличение экспортной пошлины на сырую нефть до 7,5 евро за тонну, а дизтопливо и мазут до 10-12, по словам Генералова, не приведут к достаточному насыщению внутреннего рынка нефтепродуктов, поскольку даже в этом случае рентабельность внешнеторговых операций по-прежнему остается довольно высокой. Что же касается введения запретительных пошлин на бензин в размере 20 евро за тонну, то это вкупе с введением акцизов на бензин или других новых налогов моментально скажется на цене моторного топлива. Тем более что на бензоколонках о картельном соглашении забыли почти сразу после его подписания. Из чего, по мнению Сергея Генералова, следует, что для страны это будет бюджет "голодной осени" и "холодной зимы".
Решение правительства о повышении экспортных пошлин на сырую нефть до 10 евро за тонну при условии, что мировая цена на черное золото в среднем будет выше 17 долл. за баррель, также не способствует сдерживанию внутренних цен на нефтепродукты. Достаточно сказать, что представители всех опрошенных "НГ" компаний заявили о своем негативном отношении к решению исполнительной власти. Впрочем, судя по прогнозам аналитиков ОПЕК, в ближайшее время мировая цена российской нефти скорее всего упадет до 15-16 долл., поскольку по политическим причинам страны, входящие в мировой картель, вероятно, не смогут в полном объеме выполнить свои обязательства по сокращению производства. Но решающую роль здесь могут сыграть даже не столько экономические, сколько психологические мотивы.
В довершение ко всему экс-глава Минтопэнерго предположил, что налоговая реформа в ТЭКе может вызвать серьезные возражения со стороны мировых финансовых институтов, которые еще в начале этого года настаивали на упрощении фискальной системы. Собственно, еще до отставки Сергея Генералова такая попытка была предпринята. Тогда предполагалось, что число налогов на нефтяные предприятия серьезно сократится и будет включать в себя всего три - на недра, на прибыль, а также спецналог на прибыль. Однако сейчас реализация требований мировых финансовых институтов поставлена под вопрос. Из чего Генералов делает вывод, что у правительства могут возникнуть серьезные проблемы - с надеждами на получение кредитов "если не МВФ, то по крайней мере Мирового банка можно распрощаться".