Отдельные камни и предметы бывают различимы на Байкале на глубине до 40 метров. Фото Владимира Захарина |
«Великая сушь» на Байкале продолжается уже третий год. Снижению уровня Байкала способствовали энергетика и сельское хозяйство Китая. Таков один из предварительных выводов исследования, проведенного под эгидой Российского национального комитета содействия программе ООН по окружающей среде. Выбросы ТЭЦ на севере Поднебесной и сжигание отходов агропромышленного комплекса изменили циркуляцию воздушных масс, несущих осадки со стороны Тихого океана. В итоге значительная часть дождей не доходит до водосборного бассейна озера – крупнейшего источника пресной воды на Земле.
В этом году за четыре с половиной месяца наполнения уровень воды в озере поднялся только на 37 см. По данным Федерального агентства водных ресурсов, 8 сентября он достигал 456,27 м в Тихоокеанской системе высот (ТО). Уже через три дня Байкал «потерял» сантиметр. На отметке 456,26 м ТО, сообщает Енисейское бассейновое водное управление, он держался и 20 сентября, когда в Иркутской области прошли дожди.
«Проблема не только в озере, – заметил научный руководитель Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, директор Института динамики систем и теории управления им. В.М. Матросова Игорь Бычков, выступая 14 сентября на Байкальском международном экологическом водном форуме. – Мы видим: в 2014–2016 годах что в Иркутское, что в Братское, что в Усть-Илимское водохранилища (расположены на Ангаре – единственной реке, вытекающей из Байкала. – «НГЭ») поступило значительно меньше воды, чем в самые маловодные годы, которые были зафиксированы по итогам наблюдений в прошлом веке».
Среднегодовой приток в Байкал за это время составил 36,2 куб. км. Норма для него существенно выше – около 60 куб. км в год. В маловодье 1976–1982 годов средний ежегодный приток в Байкал составлял 45,6 куб. км, в 1996–2013 годах – 54,5 куб. км. Ничего удивительного, что приток за прошедшие месяцы составил 62% нормы.
Синоптики объясняют это недостатком осадков в Иркутской области и на всей территории, где находится водосборный бассейн Байкала. Лето в Восточной Сибири оказалось жарче нормы. И если в апреле–мае в Прибайкалье и Забайкалье осадков было достаточно, то в июне–августе их дефицит, как сообщает Гидрометцентр России, наблюдался в Республике Бурятия и Забайкальском крае, где по большей части и формируется приток в Байкал.
При этом на соседний Китай все лето обрушивались ливни. «Во многих районах страны нормы осадков превышены в полтора-два и даже три раза», – отмечали специалисты Гидрометцентра России в обзоре погодно-климатических особенностей Северного полушария в июне 2017 года. В июле сообщалось о дождях, интенсивность осадков превысила норму в полтора-два раза в южных и центральных провинциях КНР. Стихия бушевала на всей территории Поднебесной, за исключением северо-восточных районов, и в августе.
Во многом это вызвано глобальными изменениями климата. Но существует и другое объяснение. «Есть атмосферные потоки, которые идут со стороны Тихого океана и несут воздушные массы, формирующие осадки на Байкальской природной территории, – пояснил вице-президент Российского национального комитета содействия программе ООН по окружающей среде Виктор Усов во время Байкальского водного форума.
Мы знаем, что подземные воды дают около 4,4% притока в Байкал, еще 13,2% приходится на осадки непосредственно над акваторией, остальные 82,4% – это так называемый приток поверхностных вод. То есть большие и малые реки, которые питаются в основном атмосферными осадками. Потоки со стороны Тихого океана, которые их несут, над территорией Китая подвергаются интенсивному воздействию выбросов тепловых электростанций, работающих на угле, и продуктов сжигания отходов сельскохозяйственного производства, в основном соломы».
В итоге все это приводит к коагуляции – объединению выбрасываемых в воздух частиц с капельками воды, которые переносятся в воздушными массами. Это, в свою очередь, вызывает обильные дожди над Китаем. В других условиях эти осадки выпали бы севернее. «В результате мы имеем серьезные атмосферные осадки в районе водосбора Амура, – пояснил Усов. – Но они не переваливают через Яблоновый хребет и, к сожалению, не доходят до водосборного бассейна Байкала».
Таков один из предварительных выводов, сделанных в ходе исследований, которые Российский национальный комитет содействия программе ООН по окружающей среде провел совместно с рядом научных организаций (в частности, с Институтом физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН). В них, по словам Усова, учитывались также результаты работ Лимнологического института СО РАН, Тихоокеанского института географии и Дальневосточного геологического института Дальневосточного отделения РАН.
«Это означает, что есть серьезное воздействие на атмосферные процессы, – подводит итог Усов. – И мы очень надеемся, что наш диалог с партнерами в КНР как-то поспособствует тому, что переработка отходов аграрной промышленности будет производиться другим путем, а увеличение доли природного газа в энергетике и использование современных технологий в сельском хозяйстве помогут тому, что зона выпадения интенсивных осадков передвинется к водосбору Байкала».
Кстати, эксперты Международного энергетического агентства прогнозируют, что к 2022 году потребление газа в Китае увеличится до 339 млрд куб. м против 205 млрд куб. м в 2016 году. Однако рост потребления в значительной степени обеспечат промышленность и транспорт, а не энергетика. Отметим, что правительство КНР объявило мораторий на строительство угольных электростанций с 2020 года, отказавшись от планов по созданию к этому сроку 150 ГВт генерирующих мощностей и решив вывести из эксплуатации еще 20 ГВт.
Проблему с наполнением водохранилищ Ангарского каскада тем не менее необходимо решать сейчас. При сохранении сложившихся тенденций уровень Братского моря к 1 мая 2018 года может опуститься до 393,3 м Байкальской системы. Такой прогноз содержится в презентации «Иркутскэнерго» о подготовке к предстоящему осенне-зимнему периоду, который опубликовало Министерство энергетики РФ. Предварительные исследования Института систем энергетики СО РАН показывают, что при уровне, близком к 393 м, возникнет угроза для нормальной работы водозаборов Свирска, Черемхова и еще шести населенных пунктов, где проживает более 78 тыс. человек.
Тот же риск несет уменьшение сбросных расходов Иркутской ГЭС ниже 1300 куб. м в секунду. Поскольку они сохраняются на этой отметке, есть вероятность снижения уровня Байкала к 1 мая 2018 года до 455,54 м ТО. Таков уровень «мертвого объема» Иркутского водохранилища, при котором еще допускается работа гидроузла в нормальном режиме. Это еще и нижняя граница, зафиксированная в прошлогоднем постановлении правительства РФ о минимальных и максимальных значениях уровня воды в Байкале на 2016–2017 годы. Оно действует до 1 января 2018 года, после чего вновь начнет работать постановление 2001 года. Согласно этому документу, предельно допустимыми отметками при осуществлении хозяйственной деятельности на берегах озера являются 456 м и 457 ТО.
Министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Андрей Крючков не подтвердил и не опроверг, что руководство региона работает с федеральными властями над продлением действия временного постановления о минимальных и максимальных значениях уровня воды в Байкале. «Озеро сейчас в тех диапазонах, которые правительство нам установило, – заявил он на пресс-конференции накануне форума. – Здесь природный процесс, но мы надеемся, что все-таки Байкал наберет те объемы, которые необходимы».
Иркутск