Сегодня дно акватории Волги и ее притоков в районе Самары «украшают» целые кладбища затонувших судов, которые загрязняют речную воду. Опасность представляют и коррозия металла, и разлагающаяся ядовитая краска. Кроме того, практически все затонувшие в Волге плавсредства уходили под воду с остатками нефтепродуктов в трюмах или ГСМ в машинных отделениях.
По данным волжского межрегионального природоохранного прокурора Веры Солдатовой, в Волге и ее притоках насчитывалось 1977 затопленных судов. К концу 2004 года было поднято из них 366.
Особенно много выведенных из эксплуатации судов появилось в первой половине 1990-х годов, когда обанкротилось немало предприятий – их бывших хозяев. Главным препятствием для утилизации был тот факт, что хозяев большинства судов невозможно было найти. Тогда было принято решение передавать затонувшие суда на баланс местных администраций. Кроме того, из-за роста цен на цветной и черный металл возрос интерес к «утопленникам» частных фирм.
Так, одно из местных предприятий заявило о готовности взять на себя подъем 20 судов, затонувших на территории Самарской области. Для этого фирма арендовала в Волгограде самый мощный в бассейне Волги плавучий кран «Могучий» грузоподъемностью 350 тонн. Осенью прошлого года были подняты затонувшие около четырех лет назад в реке Самаре и ее протоке Сухой Самарке 100-тонный речной буксир-толкач РТ-313 и 55-метровый сухогрузный теплоход СТ-143.
Надо сказать, что подъем судна связан с неизбежными трудностями, и не всегда удается это сделать с первого раза. К примеру, команде «Могучего» поднять сухогруз «Иваново» удалось только со второго раза, несмотря на то что судно было разрезано на три части. При извлечении из воды сильно заиленной центральной части весом в 250 тонн порвались стальные тросы.
Подъем судна сегодня обходится в среднем в сумму не менее 500 тыс. руб. Только на дне левого притока Волги – реки Самары – в районе областного центра ожидают подъема не менее двух десятков малых речных судов. Предстоят также работы в районе города Жигулевска по извлечению старого парохода. Очистка бассейна Волги позволит ликвидировать опасность попадания остатков нефтепродуктов и других опасных веществ в речную воду, которая используется для водопроводов самарских городов и прибрежных сел.
Самара