Специалисты Приокско-Террасного биосферного заповедника предупреждали нас, что зубры не всегда склонны к общению. Поэтому мы ожидали, что не сразу увидим этих «современников мамонта», как их называют экологи. Но буквально при входе в питомник к нам сразу же прискакали два малыша: «девочка» Мурседес и «мальчик» Мултон. Руки потянулись было к припасенным гостинцам – моркови и яблокам. Оказывается, нельзя: телята все еще находятся на материнском молоке. А вот взрослые особи с удовольствием уписывали угощение. К слову, все зубры из этого питомника могут получать лишь клички на «му», а бизоны, которые здесь тоже имеются, – на «ма» (Матильда, Махаон и т.д.). Этого требует специальная регистрационная палата, штаб-квартира которой находится в Варшаве.
Приокско-Террасный заповедник располагается близ поселка Данки в Серпуховском районе Подмосковья. Зубровый питомник – участок елового леса в 200 га, обнесенный сетчатой изгородью. Перед входом в заповедную зону пришлось пройти своего рода «санобработку»: потоптаться подошвами в золотистой смеси опилок и хлорки. Это, как объяснила начальник Зубрового питомника Наталия Требоганова, нужно для того, чтобы не занести на территорию питомника инфекцию, к которой молодняк очень чувствителен.
Зубр – самое крупное копытное животное Европейского континента. Вес новорожденного зубренка колеблется от 19 до 25 кг, а взрослый зверь достигает 1200 кг. В год на содержание одного такого «мамонта» нужно примерно 1500 у.е.
– У нас нет таких денег, – говорит директор Приокско-Террасного заповедника Михаил Брынских. – 42 зубра и 10 североамериканских бизонов не могут питаться только морковью...
В нынешнем году государство не выделило на содержание зверей ни одной копейки. Зуброводы решили выпутываться из тяжелой ситуации сами. Был придуман специальный проект спасения диких животных, который получил название «Усынови зубра». Проект включен в программу «Заповедники и национальные парки России». Он проходит под эгидой Всемирного фонда дикой природы (WWF).
Первым на призыв заповедника откликнулся город ученых Пущино. Совет депутатов принял даже специальное решение: взять на содержание зубренка. Имя ему придумали простое – Мушинка. Еще одного малыша усыновила семья москвича Виталия Чубия. Зубренка назвали Мурзилка. В день нашего приезда в заповедник семью обрели сразу 2 теленка: те самые зубрята Мурседес и Мултон.
– Прошлый год у нас был годом Дюма, – рассказывает Наталия Требоганова, – в загонах появились телята с именами Муледи, Муртаньян, Мурамис. – А имена Мултон и Мурседес придумали их новоиспеченные «родители». Теленка по кличке Мурседес усыновила московская семья Гайлит – сегодня к зубренку приехали «мама» Любовь Гайлит и «брат» Роман. Помощь наших сограждан – это выход из тяжелого положения. Заповедник сам не в силах содержать всех животных. В последнее время навстречу нам идут и представители крупных бизнес-структур. Это очень важно, поскольку браконьерство, вырубка и выжигание лесов привели в свое время к тому, что к 1937 году на планете оставалось всего 12 этих животных. И все они жили в зоопарках.
Сегодня в трех заповедных зонах России – в Орловской, Брянской и Калужской – обитают уже около 300 зубров. Приокско-Террасный заповедник растит своих собственных диких лесных быков. Кстати, малышка Мурседес, которой на днях будет 5 месяцев, родом из очень благородной семьи – папаша у нее немец, зовут его Шпонти, а мама Вулава родом из Швейцарии.
Зубренок Мултон старается не отходить от мамы. |
Сегодня в заповедных зонах России обитают уже около трехсот зубров. |
Усыновившие зубра получают соответствующий «родительский» сертификат. |
Мощные и красивые животные всегда вызывают восторг у посетителей заповедника. |
Содержание одного зубра обходится в 1500 у.е. в год. |
«Усыновите и меня, пожалуйста...» |
Только настоящий ценитель понимает, как сладок хороший кусок соли. |
Морковь – любимое лакомство зубров и бизонов. |