Каждая ракета-носитель, выводящая объекты в космос, загрязняет и отравляет землю обломками первых ступеней.
Фото Reuters
В Томской области проблема падения отделившихся частей ракет-носителей (ОЧРН) при запуске привлекает особое внимание специалистов.
Начальник отдела Главного управления облкомприроды Нина Цехановская рассказала корреспонденту «НГ», что в июле 2000 года между администрацией Томской области и агентством «Росавиакосмос» был заключен договор «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет-носителей на территории Томской области при пусках с космодрома Байконур», в котором предусматривается предупреждение и оплата аренды территории, подписаны программа работ и план проведения мероприятий по установлению влияния ракетно-космической деятельности на окружающую среду региона на 2000–2003 годы. В 2001–2002 году были профинансированы работы по составлению экологических паспортов и мониторингу районов падения ОЧРН. В 2004 году финансирование не ведется.
Расчетная площадь области, которую «Росавиакосмос» использует в качестве районов падения ОЧРН, составляет более 21 тыс. кв. км (6,75%). Вопросами сбора и утилизации обломков занимается Главное управление ГО и ЧС по Томской области, а облкомприроды осуществляет экологическое сопровождение запусков: ведет оперативный мониторинг, обследование и составление экологических паспортов территорий.
В прошлом году облкомприроды подготовил доклад «Обеспечение экологической безопасности населения и окружающей среды Томской области». По этим данным, к примеру, территория Ю-16, на которой ведется активная хозяйственная деятельность по нефтедобыче и геологоразведка до 2000 года использовалась 54 раза в качестве зоны падения ОЧРН. За это время на территорию упало 430 тонн металлических обломков. Компоненты топлива ракет нетоксичны: окислитель – жидкий кислород, горючее – керосин. А с углеводородным загрязнением, как считают специалисты облкомприроды, биота болот справляется успешно. Постоянного населения на территории Ю-16 нет, имеются вахтовые поселки. Основная опасность для этого района связана с прямым попаданием ОЧРН на буровые установки, жилье вахтовиков, нефтепроводы, зимовья.
Иной характер воздействия ОЧРН на территории РП-370, куда падают вторые ступени «Протона», как правило, с остатками гептила, используемого в качестве топлива, и окислителя – тетраоксида азота. Гептил при попадании в организм может индуцировать опухоли различных органов и тканей. Остатки окислителя, топлива и продукты его горения накапливаются в почве, снеге и донных отложениях.
Влияние ракетно-космической деятельности в этой зоне специалисты считают заметным. Причем при исследованиях проб, проводимых по заказу «Росавиакосмоса» в лаборатории НПО «Вектор», в последнее время выявляется содержание не всех компонентов ракетного топлива и продуктов его превращения в объектах окружающей среды, в дикоросах и живых организмах, в сапропеле.
А зона РП-370, кстати сказать, является стратегически значимой для экономики области, как и зона Ю-22, куда также падают «космические подарки». Здесь расположена особо охраняемая Дальне-Куржинская ягодно-грибная зона. Например, на берегу озера Карасевое размещены бурты высушенного сапропеля, добываемого для использования на бальнеологическом курорте Чажемто. Озеро накрывается газовым облаком при отстреле второй ступени. В населенных пунктах, расположенных на этих территориях, отсутствуют какие-либо производства. Доход жителей от сбора дикорастущих плодов является единственным источником существования. Оценочная стоимость биологических ресурсов Дальне-Куржинской ягодно-грибной зоны составляет 22 млн. руб.
Вполне понятно, что такая «космическая» деятельность на территории Томской области вызывает ряд вопросов. Например, подсчитывается ли ущерб, нанесенный территории и здоровью населения? Согласно договоренности, Минобороны обязуется его компенсировать. Но установление взаимозависимости между падением частей ракет и ущербом требует тщательных исследований со столь большими финансовыми затратами, что об этом даже и речи не идет.
Такая же ситуация, по словам Нины Цехановской, складывается и с проведением исследования крови у жителей этих территорий на предмет наличия маркеров. Опять же все упирается в финансирование.
Проблемы существуют и с оплатой аренды. Коммерческие пуски (к ним относятся и пуски с целью научных исследований) оплачиваются, оборонные – нет. А о размерах арендной платы можно судить по данным 2000 года. Тогда за использование территорий области были выплачены 462 344 руб., которые были распределены между тремя районными администрациями «для обеспечения физической и экологической безопасности населения». Один из поселков был переселен, другие населенные пункты телефонизировали.
«Космические подарки» выявляют проблему, характерную и для других сфер нынешней российской действительности, – отсутствие координации в деятельности, главной целью которой должно быть благополучие каждого жителя России.
Томск