Свалки бытового мусора стали бедствием многих российских городов.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Сахалинское Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды отказалось проводить государственную экологическую экспертизу полигона твердых бытовых отходов, поскольку, как считают эксперты управления, проект разработан с нарушением действующего законодательства. Таким образом, Южно-Сахалинск снова один на один остается с одной из своих самых сложных проблем. Свалка бытовых отходов, которая уже отхватила 15 га земли, с севера примыкает к пригородным дачным массивам в районе 3-го километра Охотской трассы. Этот мусорный полигон поднялся вверх на 28 метров и получил в народе наименование «Пик коммунизма».
– Твердые бытовые отходы на нашей свалке горят уже много лет, – рассказывает координатор общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» Наталья Баранникова. – Там есть все: черные и цветные металлы, дерево, ветошь, строительный мусор. На этот же полигон везут ртутные лампы, емкости с краской, автомобильные аккумуляторы.
На свалку привозят и медицинские отходы, которые должны утилизироваться только в специальных печах. Остается лишь догадываться, что проникает в почву, когда начинают идти дожди, ведь часть полигона попадает в водоохранную зону окрестных рек. Мониторинг грунтовых вод не ведется. Летом 2002 года Южно-Сахалинск пережил вспышку холеры. Санитарно-эпидемиологические службы областного центра сразу же указали: инфекция пришла со стороны полигона твердых бытовых отходов.
Каждый день сюда прибывают примерно 120 человек. Их деятельность никем не контролируется, хотя они занимаются серьезным бизнесом: сортируют мусор и все, что можно, пускают в дело, то есть продают.
– Шлакоблоки расхватывают дачники и домовладельцы, – объясняет Наталья Баранникова, – засохший хлеб покупают фермеры на корм скоту, за древесиной приезжают фермеры. Цветные металлы забирают предприниматели. Стеклянные бутылки отправляются на приемные пункты местного ликероводочного завода. Даже пластмассовые бутылки и банки не пропадают – их забирают для расфасовки и продажи сметаны, молока, творога.
Многие из этих бизнесменов работают на полигоне более 10 лет. Их считают очень состоятельными людьми. На свалке они – и в дождь, и в снег, в любую непогоду. Очень любят «праздничные дни», когда на полигон привозят для уничтожения большие партии винно-водочных изделий, поддельных и некачественных продуктов, контрафактных дисков.
В августе прошлого года на полигоне бульдозеры должны были уничтожить 100 тыс. бутылок фальсифицированного вина. Бульдозеры еще не начали свою работу, как на площадке появились десятка три добытчиков с мешками. Что успели – похватали. На ликвидации 400 кг лососевой икры, конфискованной на мини-рынках Южно-Сахалинска в сентябре прошлого года, поживиться не удалось. Забракованный продукт сразу был засыпан хлоркой.
Вице-мэр Южно-Сахалинска Владимир Верещагин сообщил журналистам, что мэрия готовит документы в суд, в котором ответчиком должно выступить Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды. Но пока мало надежды, что в ближайшее время мусорная проблема будет решена.
Проблемой остается и возведение полигона для токсичных промышленных отходов, куда должны бы отправлять люминесцентные лампы, пластмассовые изделия, аккумуляторы и кажущиеся вполне безобидными бытовые батарейки. Не решен и вопрос утилизации буровых и нефтяных шламов, шлаков и золошлаковой смеси, поступающей от котельных и ТЭЦ.