На очистку акватории местных бухт потребуются годы и годы.
Фото автора
Через полтора года после подписания договора между морской администрацией порта Мурманск, компанией "Катти Сарк" и экологическим фондом "Гармоничное развитие" по очистке дна от брошенных и затопленных судов наконец-то сделан первый серьезный шаг на пути к оздоровлению экологической ситуации в Кольском заливе.
Для осуществления проекта, который назвали "Лавна", фондом "Гармоничное развитие" был получен грант в размере 175 тыс. норвежских крон. До начала работ экологи провели анализ уровня загрязнения вод и донных осадков залива. В пробах грунта, отобранных специалистами, содержание тяжелых металлов (меди, свинца, ртути и цинка) превышало в 5-10 раз показатели в открытой акватории залива.
С начала действия проекта было полностью утилизировано семь судов: паровой буксир, морское дноуглубительное судно, средний черноморский сейнер "Ветра", военный тральщик, большая мишень, две малые мишени, а также фрагменты металлических конструкций. Это составляет треть всей свалки и позволяет надеяться, что уровень загрязнения донных осадков снизился. Точные данные об уровне загрязнения тяжелыми металлами и остатками нефтепродуктов в этом районе могут быть получены только после ликвидации всех негодных судов на объекте. Металл, полученный в результате подъема затонувших корпусов, отправляется на вторичную переработку.
Подъем и утилизация судов осуществляется компанией "Катти Сарк", имеющей необходимый опыт и квалифицированный персонал. В частности, был произведен водолазный осмотр морского танкера "Кама" и морского буксира, вытащены на осушку морской буксир и паровой буксир, частично утилизированы судно "Аякс", морской буксир, китобойное судно "Скользящий", гидрографическое судно "Девиатор", подготовлено к подъему судно "Градус". Так что механизмы судоподъема и судоразделки уже неплохо отработаны.
Не обошлось и без накладок. К примеру, подъему одного из паровых буксиров помешал некий неучтенный объект (как выяснилось, малая мишень), заблокировавший винто-рулевую группу затонувшего судна. Для того чтобы вытащить буксир, пришлось делить мишень на части дорогостоящей подводной резкой. Еще одной проблемой оказалась удаленность объекта от города, что повлекло лишние транспортные расходы по доставке оборудования и вывозу металлического мусора.
Техническую помощь экологам оказали мурманские компании, принимающие металлолом. Главную проблему - финансовую - решали с помощью зарубежных коллег, через Секретариат Баренц Евро-Арктического региона. От местных же органов самоуправления проект "Лавна" получал лишь моральную поддержку.
Тем не менее первые результаты по очистке Кольского залива позволяют надеяться, что данные работы будут продолжены и получат более широкую поддержку со стороны региональных и федеральных властей, а также заинтересованных организаций.
Мурманск