Целую неделю поселок Барабаш Хасанского района Приморского края пил и гулял на деньги, вырученные за металлическую бочкотару. 120 пустых бочонков прикатили в пункт приема металлолома поселковые мужички. Еще 680 бочек ждали своего часа. Но во второй раз легких денег заполучить не удалось: Приморская межрайонная природоохранная прокуратура возбудила уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 247, ч. 2 УК РФ: "Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов". Эти нарушения повлекли загрязнение окружающей среды на территории заказника "Барсовый" и не только.
Тревогу поднял старший охотовед заказника Анатолий Белов, он сообщил в правоохранительные органы, что в центральной части заказника "Барсовый" было вылито содержимое 120 бочек с ядохимикатами. Заказник расположен на берегах реки Барабашки, отсюда всего 18 километров до Амурского залива, на берегу которого расположен Владивосток. Если бы барабашевцы успели опорожнить еще 680 бочек с ядохимикатами, река и залив были бы отравлены надолго.
Как выяснилось, до недавнего времени именно в этой части заповедного леса располагался военный полигон. Военные ушли, а ядохимикаты остались. Жители поселка Барабаш по-своему использовали оставленное армейское имущество. Заказнику нанесен огромный урон. С места ЧП изъяли образцы почвы и воды, экспертиза установила, что в них присутствуют дихлорэтан и хлороформ. Рыбу в реке Барабашке теперь уже не ловят: кому нужен карась с хлороформом?
- Обнаруженные вещества относятся ко второму классу опасности для людей и животных, - говорит сотрудник пресс-службы Дальневосточного отделения Всемирного фонда дикой природы Павел Фоменко. - Они ядовиты при вдыхании и приеме внутрь.
Павел Фоменко побывал на месте происшествия. В заказник он прибыл вместе со своей собакой. Через 15 минут Фоменко почувствовал себя плохо: закружилась голова, появилась тошнота и резь в глазах. У собаки случилось тяжелое отравление после того, как она несколько раз понюхала пропитанную ядохимикатами землю. У пса началась неукротимая рвота.
Местные власти долго раскачивались, прежде чем начали принимать хоть какие-то меры, например, оградили зараженную территорию. А Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды по Приморскому краю даже не торопилось делать анализы проб воды и грунта. Инспектор по Хасанскому району Владимир Прокопенко успел даже дать весьма легковесное интервью по этой ситуации. Да, происшествие случилось. Да, ядохимикаты вылили прямо в заказнике. Ну и что? Это военный полигон. Вот с военных и надо спрашивать.
Помощник военного прокурора Барабашского гарнизона майор юстиции Александр Акташев установил, что "подполковник В.Н. Поварков, являясь начальником службы радиационной, химической и биологической защиты в/ч 8230 (то есть должностным лицом), вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе ненадлежаще исполнял свои обязанности, в результате чего длительное время на складе хранились бочки с легковоспламеняющимся веществом..." Но тем не менее военный прокурор Барабашского гарнизона подписал постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
После этого в борьбу включились общественность и экологические организации. Они-то и довели дело до Приморского межрайонного природоохранного прокурора.
Четверо солдат, которых прислали "на зачистку" территории в зараженном заказнике "Барсовый", через несколько часов работы лопатой и метлой оказались на больничной койке с диагнозом отравление ядохимикатами.
Владивосток-Москва