Для исцеления даже небольшой речки требуются годы и миллионы долларов.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Не так давно Владимир Путин посетил Ростов-на-Дону, где проходило выездное заседание Госсовета, посвященное водохозяйственному комплексу России. Президент посетил городские очистные сооружения, работой которых он был приятно удивлен. Однако в число объектов, осмотренных Владимиром Путиным, не вошла самая грязная река Юга России Темерник, которая берет свое начало аккурат напротив этих самых очистных сооружений.
Когда-то Темерник символизировал для Ростова его историческое начало. В середине XVIII века на его берегу повелением императрицы Елизаветы была организована таможня, давшая толчок развитию города и предопределившая невеселую судьбу реки. Сегодня очень трудно поверить в легенды, гласящие о том, что флот Петра поднимался по Темернику вверх на несколько километров. Хотя многие старожилы еще помнят те времена, когда Темерник действительно был судоходной рекой, в которой можно было купаться и ловить годную для пищи рыбу.
Сегодня Темерник, зигзагами разрезающий Ростов на протяжении 17 км, прочно ассоциируется у горожан с главным канализационным отстойником и накопителем нечистот. Последние три десятка лет река, пострадавшая от промышленного роста города, распространяет не только зловоние, но и несет в себе реальную угрозу для здоровья людей. Ее веками накапливаемые донные отложения (предположительно 1,5 млн. куб. м) содержат почти все элементы таблицы Менделеева, а концентрация ртути здесь в сотни раз превышает предельно допустимую норму. Кроме того, река отравляет нижнее течение Дона. Однако долгое время на все это закрывали глаза, а расположенные в бассейне реки более 50 ростовских предприятий продолжали превращать реку в накопитель промышленных стоков.
Надежда на возрождение загубленной речушки появилась лишь два года назад, с началом крупномасштабных работ в рамках "Целевой экологической программы по оздоровлению бассейна Темерника", которая предусматривала поэтапную расчистку реки практически на всем ее протяжении, включая полную ликвидацию источников загрязнения, ремонт гидротехнических сооружений, расчистку русла и прибрежной зоны от мусора и утилизацию донных отложений на специально созданном для этих целей полигоне. Сегодня можно говорить о том, что в течение двух последних лет для воссоздания экосистемы реки было сделано больше, чем за все предыдущие годы. К настоящему времени полностью расчищена устьевая часть реки (около 2 км), на этом же участке Темерник углубили до 4-5 метров и частично забетонировали. Кроме того, в прошлом году были завершены работы по расчистке 5,5 км Темерницкого тракта от Ростовского моря до моста на улице Армянской и проведен капитальный ремонт семи гидротехнических сооружений, включая реконструкцию водосбросного сооружения плотины Северного водохранилища. Для предотвращения загрязнения Темерника грунтовыми и поверхностными водами, стекающими с самого большого в Европе Северного кладбища, вдоль русла были выполнены дренажные работы.
В целях оздоровления Темерника принимаются и не совсем традиционные инженерные решения. Так, совсем недавно в районе Главного ростовского автовокзала был установлен первый из трех предполагаемых железобетонных отстойников, который позволит вбирать в себя крупный речной мусор. По мнению специалистов, подобный способ очистки является относительно недорогим и в то же время не менее эффективным, чем непосредственное выгребание донных отложений с помощью земснарядов или другой техники. По мере наполнения отстойника мусор извлекается и вывозится на полигон, где перед захоронением его обеззараживают, прессуют и пакуют в брикеты.
Предпринимаются и другие санитарные меры. Перед началом очистных работ в устье реки был смонтирован биофильтр, состоящий из плантации водного гиацинта, который своими длинными корнями выбирает сложные химические соединения, вроде нефтепродуктов, разлагая их на простые и безвредные элементы. Об эффективности биомодуля можно судить по результатам прошлогодних наблюдений, которые показали, что после прохождения речного потока через растения загрязнение воды по основным показателям снижается до 40%. Еще один плавающий биомодуль, который представляет собой своеобразный плот из металлических конструкций, запустили по реке. Внутри него также находятся водные растения, очищающие реку естественным образом.
Затраты на вышеперечисленные мероприятия весьма значительны: было израсходовано около 150 млн. руб., еще 70 млн. планируется освоить в нынешнем году. Официально же пятилетний проект по оздоровлению Темерника требует около 650 млн., однако сколько реально понадобится средств, пока неизвестно.
Казалось бы, с такой интенсивностью проведения оздоровительных мероприятий через лет пять-десять можно было бы рапортовать о придании Темернику статуса рыбохозяйственного объекта. Но для этого необходимо полностью исключить загрязнение реки, которое продолжается параллельно с ее расчисткой. В многострадальный Темерник по-прежнему выведены десятки труб, хозяев которых зачастую очень трудно установить. По данным городской санэпидемслужбы, определенные претензии по этому поводу есть почти ко всем крупным ростовским предприятиям, расположенным на берегах река. Таким, например, как "Донхлебопродукт", "Роствертол" и "Электроаппарат", а также к целому ряду других организаций, чьи отходы через ливневые канализации попадают в воду. Очень часты ситуации, когда по документации на предприятии все "чисто", а затем в ходе инструментального обследования подземных коммуникаций обнаруживается канализационный сток, врезанный в ливневой коллектор с отводом в реку. Не способствует оздоровлению реки и населяющие ее берега многочисленные жители частного сектора, которые по-прежнему продолжают считать Темерник выгребной ямой.
Однако основная часть сбросов в реку приходится на канализационную насосную станцию "Северная-1", собирающую стоки с самого густонаселенного района города - Северного жилого массива. Обветшалая КНС не выдерживает возросших объемов и ежесуточно сбрасывает в реку порядка 8-10 тыс. куб. м неочищенных стоков. Сложившуюся ситуацию может разрешить реконструкция всей канализационной системы, пребывающей сегодня в довольно жалком состоянии, а также появление в городе первого крупного магистрального коллектора, окончание строительства которого предполагается в следующем году. Проходящий на глубине 70-80 метров гигантский коллектор должен взять на себя большую часть городских стоков и значительно разгрузить Темерник.
До полного исцеления реки очень далеко, и сегодня трудно представить, что на берегах Темерника появятся городские пляжи, предусмотренные проектом ее оздоровления. Еще дальше этот срок отодвинется, если не изменится отношение к реке самих ростовчан, в сознании которых она, похоже, продолжает оставаться воплощением главной помойки города.
Ростов-на-Дону